Программа "Cuda". Сверхмалая ракета ближнего боя будущего?
На страницах ноябрьского номера журнала "Air Force Magazine" появилось очень интересное фото макета F-35 с выставки "Air Force Association Technology Expo 2012" с совершенно необычайной нагрузкой во внутренних отсеках вооружения - двенадцатью небольшими ракетками, напоминающими укороченные вдвое AIM-120.
В небольшом комментарии говорится о том, что это "Cuda" - ракета "воздух-воздух" малой дальности с активной радиолокационной ГСН разрабатываемая корпорацией Lockheed Martin.
В ответ на вполне естественные горы вопросов (коогда еще в последний раз в США разрабатывалась новая ракета "В-В", а уж "догфайтерская"...) представитель корпорации (готов поклясться с хитрющей улыбкой) заявил, что программа Cuda является на данный момент крайне секретной и они весьма ограниченны в объеме информации, который они могут предоставить общественности. Фактически он подтвердил только что эта программа имеет место и ее цель - совместно с ВВС работают над увеличением в разы боекомплекта ракет "воздух-воздух" стелс-истребителей 5'го поколения. Как известно последние весьма ограничены в боекомплекте из-за относительно небольших по объему внутренних отсеков вооружения.
И еще - самый важная вероятно деталь: это ракета создается по технологии Hit-to-Kill т.е. кинетического перехвата. У этой ракеты не будет БЧ в современном понимании - она должна поражать цель прямым попаданием, как управляемый самонаводящийся (АРГСН на малой дальности - должен быть честный "выстрелил-забыл") бронебойный снаряд. Наиболее известным современным боеприпасом действующим по такому принципу является ракета комплекса объектовой ПРО THAAD, доведение до ума и начало экспортных продаж которого являются предметом лютой гордости все той же корпорации Lockheed Martin. Менее известный, но так же важный пример - последние ракеты комплекса "Пэтриот" аналогично придерживающиеся принципа кинетического перехвата цели.
Основных плюсов у данного подхода два - во первых, и это особенно важно для зениток, огромная мощность кинетического удара. Если близкий взрыв осколочной БЧ абстрактный "Скад" может и пережить, то прямой удар на скорости сближения в несколько километров в секунду гарантировано разрывает ракету на маленькие кусочки. Собственно опыт противодействия "Скадам" в 1991 году и стал толчком для разработки "hit-to-kill" в США.
Второе уже больше важно в нашем конкретном случае - отказ от БЧ позволяет значительно уменьшить размер и вес ракеты, позволит сделать ее намного компактнее. Ну а истребителю противника много и не надо.
Важный недостаток по сути один - нужны высочайшая, ранее немыслимая, точность и маневренность ракеты. Это и будет несомненно главным "вызовов" в ходе разработки новой малогабаритной ракеты.
Важен и выбор ГСН: АРГСН предоставит возможность быстрее и увереннее работать из внутренних отсеков стелс-истребителя - ТГСН требуется несколько мгновений для захвата цели перед пуском, а технология "захвата после пуска" все же недостаточно надежна.
Пока это все картиночки, до постановки на вооружение в лучшем случае пройдет еще лет этак десять, но можно уверенно сказать, что "концерт-кар" Cuda, если он будет реализован, очень сильно изменит облик воздушных боев. Истребители которым не надо дрожать над каждой ракетой будут иметь большое преимущество - F-35 при сможет нести 4+4 ракеты AIM-120 и Cuda на внутренней подвеске, а F-22 допустим 2 AIM-9X с ТГСН, 4 Cuda и 4 AIM-120. 8-10 ракет - неслабый арсенал, учитывая, что все во внутренних отсеках.
На страницах ноябрьского номера журнала "Air Force Magazine" появилось очень интересное фото макета F-35 с выставки "Air Force Association Technology Expo 2012" с совершенно необычайной нагрузкой во внутренних отсеках вооружения - двенадцатью небольшими ракетками, напоминающими укороченные вдвое AIM-120.
В небольшом комментарии говорится о том, что это "Cuda" - ракета "воздух-воздух" малой дальности с активной радиолокационной ГСН разрабатываемая корпорацией Lockheed Martin.
В ответ на вполне естественные горы вопросов (коогда еще в последний раз в США разрабатывалась новая ракета "В-В", а уж "догфайтерская"...) представитель корпорации (готов поклясться с хитрющей улыбкой) заявил, что программа Cuda является на данный момент крайне секретной и они весьма ограниченны в объеме информации, который они могут предоставить общественности. Фактически он подтвердил только что эта программа имеет место и ее цель - совместно с ВВС работают над увеличением в разы боекомплекта ракет "воздух-воздух" стелс-истребителей 5'го поколения. Как известно последние весьма ограничены в боекомплекте из-за относительно небольших по объему внутренних отсеков вооружения.
И еще - самый важная вероятно деталь: это ракета создается по технологии Hit-to-Kill т.е. кинетического перехвата. У этой ракеты не будет БЧ в современном понимании - она должна поражать цель прямым попаданием, как управляемый самонаводящийся (АРГСН на малой дальности - должен быть честный "выстрелил-забыл") бронебойный снаряд. Наиболее известным современным боеприпасом действующим по такому принципу является ракета комплекса объектовой ПРО THAAD, доведение до ума и начало экспортных продаж которого являются предметом лютой гордости все той же корпорации Lockheed Martin. Менее известный, но так же важный пример - последние ракеты комплекса "Пэтриот" аналогично придерживающиеся принципа кинетического перехвата цели.
Основных плюсов у данного подхода два - во первых, и это особенно важно для зениток, огромная мощность кинетического удара. Если близкий взрыв осколочной БЧ абстрактный "Скад" может и пережить, то прямой удар на скорости сближения в несколько километров в секунду гарантировано разрывает ракету на маленькие кусочки. Собственно опыт противодействия "Скадам" в 1991 году и стал толчком для разработки "hit-to-kill" в США.
Второе уже больше важно в нашем конкретном случае - отказ от БЧ позволяет значительно уменьшить размер и вес ракеты, позволит сделать ее намного компактнее. Ну а истребителю противника много и не надо.
Важный недостаток по сути один - нужны высочайшая, ранее немыслимая, точность и маневренность ракеты. Это и будет несомненно главным "вызовов" в ходе разработки новой малогабаритной ракеты.
Важен и выбор ГСН: АРГСН предоставит возможность быстрее и увереннее работать из внутренних отсеков стелс-истребителя - ТГСН требуется несколько мгновений для захвата цели перед пуском, а технология "захвата после пуска" все же недостаточно надежна.
Пока это все картиночки, до постановки на вооружение в лучшем случае пройдет еще лет этак десять, но можно уверенно сказать, что "концерт-кар" Cuda, если он будет реализован, очень сильно изменит облик воздушных боев. Истребители которым не надо дрожать над каждой ракетой будут иметь большое преимущество - F-35 при сможет нести 4+4 ракеты AIM-120 и Cuda на внутренней подвеске, а F-22 допустим 2 AIM-9X с ТГСН, 4 Cuda и 4 AIM-120. 8-10 ракет - неслабый арсенал, учитывая, что все во внутренних отсеках.
Comment