Кройка и шитье
Сделав несколько прямоугольников, можно приступать к соединению их в носимую вещь. Сразу замахиваться на "хауберг" с капюшоном не стоит. Начинать надо с "бронелифчика" (взято в кавычки, поскольку настоящий бронелифчик - это уже "высший пилотаж"). Описываемое ниже изделие - просто заготовка, закрывающая грудь и плечи. Ее можно (и нужно) наращивать во всех направлениях. Внимание! Прежде чем соединять прямоугольники между собой, их надо хотя бы вымыть. Зачем - вопрос праздный: кольчугу в процессе изготовления придется примерять не раз и не два, а на проволоке (или гровере) почти наверняка осталась смазка и прочая грязь, которую гораздо проще "состирать" с кольчужного прямоугольника 10х10, чем с футболки или с полуготовой кольчуги (честное слово). Мыть прямоугольник лучше всего неразбавленным средством для мытья посуды (Fairy очень хорошо подходит): несколько капель на кольца, потереть до полного удовлетворения (или образования пены), смыть пену теплой водой и сразу же высушить прямоугольник, протерев его насухо. Результат этой операции можно положить рядом с немытым прямоугольником и почуствовать разницу.
Теперь несколько прямоугольников надо соединить в длинную ленту. Длина ленты должна быть достаточной для того, чтобы свободно обхватить "на вдохе" грудь будущего носителя (или носительницы кольчуги) плюс как минимум 10-15 сантиметров запаса - " на вырост" и чтобы более или менее легко надевать ее на подкольчужник (поскольку носить на голое тело можно только кольчугу из анодированного алюминия, да и то только в одном месте - в стриптиз-баре). Для того, чтобы звенья надетой кольчуги смыкались под собственным весом, при соединении прямоугольники надо укладывать так, как показано на рисунке: Стрелками показано, в какую сторону наращивать ленту. Проведя ладонью вдоль по ленте в этих направлениях, можно почувствовать, что кольца "цепляют" ладонь. Если же провести поперек, кольца будут слегка прокручиваться и ладонь будет скользить - теоретически так же будет скользить и рубящий удар. Итак, лента сделана и соединена в кольцо, которое свободно надевается (а главное, снимается) "через голову". Теперь можно приплетать плечи. Плечи начинаются с двух полосок примерно 20х10 (каждая из двух квадратов). Ход колец на плечах - такой же, как и на туловище. Треугольниками обозначены места состыковки квадратов. Здесь надо аккуратно просчитать количество кольчужных "колонок", чтобы дырки под правую и левую руку были одинаковы.
Да, и еще: голова должна проходить в ворот свободно, не цепляясь ушами. Кстати, если среди знакомых или родственников есть кто-то, связавший хотя бы один свитер, можно спросить совета у них. То же самое, но вид сверху. Спереди расстояние между плечевыми полосками должно быть чуть меньше, чем сзади. Вообще, надо быть готовым к тому, что плечи придется переплетать после первой примерки. Допустим, все хорошо - голова и руки пролазят в отведенные для них отверстия. Накрутившись перед зеркалом и вдоволь постучав себя в бронированую грудь, нужно попробовать подвигать руками - свести их перед собой, поднять, опустить, завести за спину и т.п. Не исключено, что после таких телодвижений некоторые кольца разойдутся (обычно это происходит под мышками - если, естественно, используется не гровер). Это не смертельно, просто в этих местах нужны будут вставки. После первой примерки нужно слегка нарастить рукава. Направление колец остается тем же, что и на туловище (то есть, когда руки опущены, кольца на рукавах висят "неправильно"). Чтобы носитель кольчуги мог опустить руки, можно сделать отверстия для рукавов с большим запасом, но тогда придется или мириться с широким рукавом, либо постепенно сужать его. Если нужен рукав поуже, или если он и так получается слишком узким, а переплетать лень, то придется под мышками сделать вставки.
Сначала внизу, посередине рукава, расплетаются несколько рядов. Размер образовавшейся щели должен быть таким, чтобы рука (в идеале - в стеганом подкольчужнике) проходила в расширенный рукав свободно. На этот раз лучше чуть перестараться, потому что переплетать рукава очень неприятное занятие. После этого надо вплести вставки на левую и правую руку. Каждая вставка делается из двух кольчужных прямоугольников - переднего и заднего. При изготовлении и соединении этих деталей надо помнить, что направление колец на них должно быть таким же, как и на туловище. Впрочем, дойдя до этой стадии, можно уже найти свой способ решения этой проблемы... (или опять же спросить у тех, кто вяжет).
Воротнички
Можно оставить дыру для головы такой, какая она есть, понадеевшись на то, что ее закроет бармица шлема или "bishop's mantle". Однако есть способ, различные модификации которого достаточно широко применялись в средние века. Это "стоячий" ворот. Чаще всего такой воротник ассоци-ируется с восточными кольчугами (и с кольчужно-пластинчатыми доспехами), но применялся он и в Европе: несколько кольчуг XVI века, находящихся в коллекции Уоллеса (Wallace collection), снабжены "воротом из сплющенных колец большого диаметра", за что их некоторое время считали азиатскими. Ошибку обнаружили (лет через 20) благодаря вплетенным в аналогичную кольчугу кольцам с немецкими клеймами. Стоячие вороты были и у русских кольчуг, причем еще в домонгольский период: две практически целые кольчуги этого времени были найдены в Изяславле и Кременце, причем в изяславской кольчуге сохранились даже кожаные ленты, которыми был простеган воротник.
У кременецкой кольчуги прорезь расположена слева, а не по центру, но сути это не меняет: кольчуга с таким воротником одинаково уместна и на ландскнехте, и на русском воине XIII века, и на половецком всаднике. Как же делается воротник? Для начала уже существующую квадратную дырку для головы надо уменьшить. Если этого не сделать, а начать приплетать воротник сразу же, результат получится жутковатым, ведь диаметр воротника окажется больше максимального диаметра головы! Для этого надо добавить несколько рядов колец со всех сторон и сделать прорезь- на груди или сбоку. Уменьшая размер отверстия, надо помнить о двух вещах: во-первых, воротник не должен жать, а во-вторых, стоячий и простеганный воротник не позволит вороту растягиваться. Кроме того, слишком узкий ворот приведет к необходимости удлинить прорезь, что по понятным причинам нежелательно.
Удовлетворившись наконец размерами ворота, можно делать собственно воротник: это полоса высотой в 3-4 и длиной около 50 "пятерочек", которая затем приплетается по периметру ворота. Здесь возможно несколько вариантов: можно взять проволоку потолще, а внутренний диаметр оставить прежним, и тогда полоса получится жесткой и без кожаных лент, можно попробовать сплющить кольца. В средние века использовали и тот, и другой способ. Единственный "неправильный" способ за-ключается в использовании для ворота плетения 6-в-1 или 8-в-1. Во-первых, он не подтвержден находками, а во-вторых, при переходе с 4-в-1 на более плотное плетение ряды колец в месте соединения растягиваются, что не очень красиво и не слишком прочно.
Но ворот, простеганный кожаными ремешками, все-таки смотрится гораздо красивее. Для этого достаточно продернуть несколько ремней (шириной примерно равных внутреннему диаметру кольца) в кольца, причем, если диаметр кольца маленький, продевать ремни можно через ряд. Теперь осталась послед-няя, и самая трудная задача: как застегнуть ворот и закрыть щель на груди? Решений может быть много. В поздних кольчугах и кольчужно-пластинчатых доспехах использовались крючки различной формы (зацеплявшиеся за специальные петли или просто за кольца кольчуги), ремни с пряжками и даже шарнирные петли. К сожалению, из-за редкости находок кольчуг более раннего времени нельзя с уверенностью сказать, как именно застегивались на них вороты. Пожалуй, самым простым и верным решением будет обычная шнуровка.
Манжеты
С рукавами дело обстоит гораздо сложнее. Несмотря на обилие изображений рыцарей в кольчугах с длинными рукавами, таких кольчуг сохранилось очень мало, и некоторые из них оказались составными, то есть собранными из кусков нескольких доспехов, причем чаще всего в XIX веке, когда в Европе возродился интерес к средневековью. У упоминавшейся выше кольчуги ландскнехта из коллекции Уоллеса длинные прямые рукава. Рукава другой кольчуги из той же коллекции "согнуты в локтях", то есть скорее всего в рукав на уровне локтя вплетены клинья. Похоже, что восточные и русские кольчуги чаще делали с короткими рукавами, предпочитая использовать наручи. Один из редких образцов хранится в Музее Армии в Стамбуле - это кольчуга Махмуда Паши, умершего в 1474 году. Она обшита снаружи алым, а изнутри (поверх подкладки) розовым шелком, и, судя по всему, ее покрой копирует покрой рубахи. Но это, скорее, исключение. Гораздо чаще встречаются восточные кольчуги с рукавами до локтя.
Высший пилотаж
Хорошо сделанная кольчуга уже сама по себе красива. Однако очень часто (то ли из пижонства, то ли потому, что так требовал рынок) мастера и на Западе, и на Востоке старались дополнительно украсить готовое изделие. При этом использовались как дополнительные накладные элементы, так и вариации плетения и изменение цвета колец. В Европе часто ограничивались рядом медных колец на вороте и рукавах. Для суеверных ландскнехтов мастера иногда вплетали кольца с заговорами или просто последовательностью закорючек, похожих на буквы:
Мастер, изготовивший байдану для Бориса Годунова, выбил на каждом кольце "С нами Бог, кто же на ны", исламские оружейники были способны покрыть каждое кольцо золочеными изречениями из Корана. Превзошли всех индусы и персы, парадные доспехи которых делались из очень маленьких сведенных колец. Пользуясь разноцветной проволокой (медной, латунной, стальной), они создавали геометрические узоры, до боли напоминающие модные в 70х годах свитера с геометрическим орнаментом - памятник бессмысленной старательности. Поэтому при украшении кольчуги фантазию проявлять надо, но в меру, и красота не должна мешать функциональности. На меня, к примеру, самое большое впечатление произвела венгер-ская кольчуга начала XVI века, единственным украшением которой были позолоченные крючки и рад позолоченных же колец, вплетенных в ворот...
Сделав несколько прямоугольников, можно приступать к соединению их в носимую вещь. Сразу замахиваться на "хауберг" с капюшоном не стоит. Начинать надо с "бронелифчика" (взято в кавычки, поскольку настоящий бронелифчик - это уже "высший пилотаж"). Описываемое ниже изделие - просто заготовка, закрывающая грудь и плечи. Ее можно (и нужно) наращивать во всех направлениях. Внимание! Прежде чем соединять прямоугольники между собой, их надо хотя бы вымыть. Зачем - вопрос праздный: кольчугу в процессе изготовления придется примерять не раз и не два, а на проволоке (или гровере) почти наверняка осталась смазка и прочая грязь, которую гораздо проще "состирать" с кольчужного прямоугольника 10х10, чем с футболки или с полуготовой кольчуги (честное слово). Мыть прямоугольник лучше всего неразбавленным средством для мытья посуды (Fairy очень хорошо подходит): несколько капель на кольца, потереть до полного удовлетворения (или образования пены), смыть пену теплой водой и сразу же высушить прямоугольник, протерев его насухо. Результат этой операции можно положить рядом с немытым прямоугольником и почуствовать разницу.
Теперь несколько прямоугольников надо соединить в длинную ленту. Длина ленты должна быть достаточной для того, чтобы свободно обхватить "на вдохе" грудь будущего носителя (или носительницы кольчуги) плюс как минимум 10-15 сантиметров запаса - " на вырост" и чтобы более или менее легко надевать ее на подкольчужник (поскольку носить на голое тело можно только кольчугу из анодированного алюминия, да и то только в одном месте - в стриптиз-баре). Для того, чтобы звенья надетой кольчуги смыкались под собственным весом, при соединении прямоугольники надо укладывать так, как показано на рисунке: Стрелками показано, в какую сторону наращивать ленту. Проведя ладонью вдоль по ленте в этих направлениях, можно почувствовать, что кольца "цепляют" ладонь. Если же провести поперек, кольца будут слегка прокручиваться и ладонь будет скользить - теоретически так же будет скользить и рубящий удар. Итак, лента сделана и соединена в кольцо, которое свободно надевается (а главное, снимается) "через голову". Теперь можно приплетать плечи. Плечи начинаются с двух полосок примерно 20х10 (каждая из двух квадратов). Ход колец на плечах - такой же, как и на туловище. Треугольниками обозначены места состыковки квадратов. Здесь надо аккуратно просчитать количество кольчужных "колонок", чтобы дырки под правую и левую руку были одинаковы.
Да, и еще: голова должна проходить в ворот свободно, не цепляясь ушами. Кстати, если среди знакомых или родственников есть кто-то, связавший хотя бы один свитер, можно спросить совета у них. То же самое, но вид сверху. Спереди расстояние между плечевыми полосками должно быть чуть меньше, чем сзади. Вообще, надо быть готовым к тому, что плечи придется переплетать после первой примерки. Допустим, все хорошо - голова и руки пролазят в отведенные для них отверстия. Накрутившись перед зеркалом и вдоволь постучав себя в бронированую грудь, нужно попробовать подвигать руками - свести их перед собой, поднять, опустить, завести за спину и т.п. Не исключено, что после таких телодвижений некоторые кольца разойдутся (обычно это происходит под мышками - если, естественно, используется не гровер). Это не смертельно, просто в этих местах нужны будут вставки. После первой примерки нужно слегка нарастить рукава. Направление колец остается тем же, что и на туловище (то есть, когда руки опущены, кольца на рукавах висят "неправильно"). Чтобы носитель кольчуги мог опустить руки, можно сделать отверстия для рукавов с большим запасом, но тогда придется или мириться с широким рукавом, либо постепенно сужать его. Если нужен рукав поуже, или если он и так получается слишком узким, а переплетать лень, то придется под мышками сделать вставки.
Сначала внизу, посередине рукава, расплетаются несколько рядов. Размер образовавшейся щели должен быть таким, чтобы рука (в идеале - в стеганом подкольчужнике) проходила в расширенный рукав свободно. На этот раз лучше чуть перестараться, потому что переплетать рукава очень неприятное занятие. После этого надо вплести вставки на левую и правую руку. Каждая вставка делается из двух кольчужных прямоугольников - переднего и заднего. При изготовлении и соединении этих деталей надо помнить, что направление колец на них должно быть таким же, как и на туловище. Впрочем, дойдя до этой стадии, можно уже найти свой способ решения этой проблемы... (или опять же спросить у тех, кто вяжет).
Воротнички
Можно оставить дыру для головы такой, какая она есть, понадеевшись на то, что ее закроет бармица шлема или "bishop's mantle". Однако есть способ, различные модификации которого достаточно широко применялись в средние века. Это "стоячий" ворот. Чаще всего такой воротник ассоци-ируется с восточными кольчугами (и с кольчужно-пластинчатыми доспехами), но применялся он и в Европе: несколько кольчуг XVI века, находящихся в коллекции Уоллеса (Wallace collection), снабжены "воротом из сплющенных колец большого диаметра", за что их некоторое время считали азиатскими. Ошибку обнаружили (лет через 20) благодаря вплетенным в аналогичную кольчугу кольцам с немецкими клеймами. Стоячие вороты были и у русских кольчуг, причем еще в домонгольский период: две практически целые кольчуги этого времени были найдены в Изяславле и Кременце, причем в изяславской кольчуге сохранились даже кожаные ленты, которыми был простеган воротник.
У кременецкой кольчуги прорезь расположена слева, а не по центру, но сути это не меняет: кольчуга с таким воротником одинаково уместна и на ландскнехте, и на русском воине XIII века, и на половецком всаднике. Как же делается воротник? Для начала уже существующую квадратную дырку для головы надо уменьшить. Если этого не сделать, а начать приплетать воротник сразу же, результат получится жутковатым, ведь диаметр воротника окажется больше максимального диаметра головы! Для этого надо добавить несколько рядов колец со всех сторон и сделать прорезь- на груди или сбоку. Уменьшая размер отверстия, надо помнить о двух вещах: во-первых, воротник не должен жать, а во-вторых, стоячий и простеганный воротник не позволит вороту растягиваться. Кроме того, слишком узкий ворот приведет к необходимости удлинить прорезь, что по понятным причинам нежелательно.
Удовлетворившись наконец размерами ворота, можно делать собственно воротник: это полоса высотой в 3-4 и длиной около 50 "пятерочек", которая затем приплетается по периметру ворота. Здесь возможно несколько вариантов: можно взять проволоку потолще, а внутренний диаметр оставить прежним, и тогда полоса получится жесткой и без кожаных лент, можно попробовать сплющить кольца. В средние века использовали и тот, и другой способ. Единственный "неправильный" способ за-ключается в использовании для ворота плетения 6-в-1 или 8-в-1. Во-первых, он не подтвержден находками, а во-вторых, при переходе с 4-в-1 на более плотное плетение ряды колец в месте соединения растягиваются, что не очень красиво и не слишком прочно.
Но ворот, простеганный кожаными ремешками, все-таки смотрится гораздо красивее. Для этого достаточно продернуть несколько ремней (шириной примерно равных внутреннему диаметру кольца) в кольца, причем, если диаметр кольца маленький, продевать ремни можно через ряд. Теперь осталась послед-няя, и самая трудная задача: как застегнуть ворот и закрыть щель на груди? Решений может быть много. В поздних кольчугах и кольчужно-пластинчатых доспехах использовались крючки различной формы (зацеплявшиеся за специальные петли или просто за кольца кольчуги), ремни с пряжками и даже шарнирные петли. К сожалению, из-за редкости находок кольчуг более раннего времени нельзя с уверенностью сказать, как именно застегивались на них вороты. Пожалуй, самым простым и верным решением будет обычная шнуровка.
Манжеты
С рукавами дело обстоит гораздо сложнее. Несмотря на обилие изображений рыцарей в кольчугах с длинными рукавами, таких кольчуг сохранилось очень мало, и некоторые из них оказались составными, то есть собранными из кусков нескольких доспехов, причем чаще всего в XIX веке, когда в Европе возродился интерес к средневековью. У упоминавшейся выше кольчуги ландскнехта из коллекции Уоллеса длинные прямые рукава. Рукава другой кольчуги из той же коллекции "согнуты в локтях", то есть скорее всего в рукав на уровне локтя вплетены клинья. Похоже, что восточные и русские кольчуги чаще делали с короткими рукавами, предпочитая использовать наручи. Один из редких образцов хранится в Музее Армии в Стамбуле - это кольчуга Махмуда Паши, умершего в 1474 году. Она обшита снаружи алым, а изнутри (поверх подкладки) розовым шелком, и, судя по всему, ее покрой копирует покрой рубахи. Но это, скорее, исключение. Гораздо чаще встречаются восточные кольчуги с рукавами до локтя.
Высший пилотаж
Хорошо сделанная кольчуга уже сама по себе красива. Однако очень часто (то ли из пижонства, то ли потому, что так требовал рынок) мастера и на Западе, и на Востоке старались дополнительно украсить готовое изделие. При этом использовались как дополнительные накладные элементы, так и вариации плетения и изменение цвета колец. В Европе часто ограничивались рядом медных колец на вороте и рукавах. Для суеверных ландскнехтов мастера иногда вплетали кольца с заговорами или просто последовательностью закорючек, похожих на буквы:
Мастер, изготовивший байдану для Бориса Годунова, выбил на каждом кольце "С нами Бог, кто же на ны", исламские оружейники были способны покрыть каждое кольцо золочеными изречениями из Корана. Превзошли всех индусы и персы, парадные доспехи которых делались из очень маленьких сведенных колец. Пользуясь разноцветной проволокой (медной, латунной, стальной), они создавали геометрические узоры, до боли напоминающие модные в 70х годах свитера с геометрическим орнаментом - памятник бессмысленной старательности. Поэтому при украшении кольчуги фантазию проявлять надо, но в меру, и красота не должна мешать функциональности. На меня, к примеру, самое большое впечатление произвела венгер-ская кольчуга начала XVI века, единственным украшением которой были позолоченные крючки и рад позолоченных же колец, вплетенных в ворот...
Comment