Съобщение

Collapse
No announcement yet.

Етнография на кавказките етноси

Collapse
X
 
  • Filter
  • Време
  • Show
new posts

    #46
    Ще сложа тук няколко видеоматериала

    Първият е за историята на едно от адигско-черкезките общества - убыхи,които се самоназовават туахъы и в 19в живеят на брега на Черно море между реките Шахе и Хоста,коренно население на гр.Сочи





    Нартиада

    Comment


      #48
      Една статия за отношенията на генуезци с черкезите Генуэзцы в Черкессии (1266–1475) от Самир Хотко .Споменава се и етническа група черкезо-франки:

      "Эмиддио д’Асколи описал ее в 1634 г.: "Все эти обрядности существуют поныне у наших латинских христиан в Феччиале, именующих себя черкесами-франками. Когда турки отобрали у генуэзцев Каффу, около ста восьмидесяти лет тому назад, многие из знатных были увезены в Константинополь, где им отвели улицу для жилья... Другие ушли в Чиркасию из-за своих жен, ибо многие женились на чиркашинках, так что в настоящее время получили от чиркасов название френккардаш, что на их языке значит – френки наши братья. Иные остались в Каффе... Иные же остались при дворе хана, даровавшего им селение, называемое Сивурташ, т.е. остроконечный камень, которое до сих пор существует и заметно издали. Хан дал им также бея той же национальности, называемого Сивурташ-беем. Хан очень дорожил ими и отправлял их в качестве послов в Польшу и к другим христианским государям; сделал их всех спагами, т.е. придворными дворянами; избавил их от уплаты податей, десятины и прочих налогов. Со временем бей перешел в магометанство, многие последовали его примеру... Они наравне с чиркасами пользуются льготами и имеют одинаковые с ними обычаи и обряды, но говорят они не по-итальянски, а по-турецки, татарски и чиркасски. Они хорошо знают "Отче наш" и "Богородицу" по-латыни. Мужчины, сопровождающие хана на войну, по уходе от него пускаются грабить вместе с татарами, а пленных и их детей заставляют обрабатывать свои земли, на которые сами даже не заглядывают. Они не хотят терпеть ни наставлений, ни осуждений, ни постановлений... Подобно чиркашенкам, тамошние женщины, выйдя замуж, не показываются (обычай избегания.– С. X.) и, даже еще хуже, за все время такой жизни не хотят посещать церковь, из боязни встречи с родственниками (т.е. со свекром и его братьями.– C. X.)""

      Нартиада

      Comment


        #49
        Спомени на генерал М.Я.Ольшевски за Кавказката война 1841-1866г


        откъс

        "Но заслуга отечеству князя Барятинского не ограничивается покорением Восточного Кавказа и пленением Шамиля. По его энергическому почину и благоразумным распоряжениям, как главнокомандующего, приступлено было к завоеванию и Западного Кавказа.
        ........
        Не по почину ли князя Барятинского приведена в исполнение строгая, но, увы, необходимая мера, породившая много толков и порицаний, — это насильственное переселение горцев в Турцию и водворение на Западном Кавказе христианского населения?

        Недоброжелатели кн. А.И. Барятинского выставляли эту меру не только жестокою, бесчеловечною, а даже вредною, в том собственно отношении, что этим переселением мы дали туркам большой и воинственный контингент. Хотя в таких толках и осуждениях и была доля правды, но нельзя было равнодушно слушать таких антагонистов, которые силились доказать, что не следовало вовсе допускать переселение закубанцев в Турцию, а достаточно было их выселить из гор и лесов на открытые места под надзором нашей администрации, подобно тому, как это было сделано на Восточном Кавказе с чеченцами и лезгинами.
        .........
        Не то было бы с Западным Кавказом, если бы его прежние обитатели были, подобно чеченцам и дагестанцам, выселены из гор и лесов на открытое и плоское пространство той же территории, на которой они и до того жили. На Западном Кавказе спокойствие могло существовать при одном только условии: если абадзехи, шапсуги, убыхи и другие общества будут удалены за пределы той земли, на которой они до того жили - будет ли это степное по эту сторону Кубани пространство 25, или Турция. В противном же случае, такое спокойствие [240] беспрестанно нарушалось бы происками и подстрекательствами турецкого правительства; в последнюю же войну, с появлением судов и высадкою турецких войск на восточном берегу Черного моря, неминуемо восстало бы все магометанское население. Но этого не случилось, потому что в настоящее время Западный Кавказ перестал быть «магометанскими», а вместе с тем прекратились и происки турецкого правительства. И единственно от такой только перемены состава населения Западного Кавказа и могло быть достигнуто прочное его покорение."

        Нартиада

        Comment


          #50
          В 1666Г Евлия Челеби съпровожда кримския хан в пътуването му до Дагестан.

          Откъси от "Книга на пътешествията " на Евлия Челеби

          В начале месяца зулькаада 1076 (5 мая 1666) года вступил я в границы исламского Дагестанского падишахства... Слава Аллаху, мы вступили прямо в исламский край. Навстречу нам вышло десять тысяч вооруженных правоверных из числа дагестанских мусульманских воинов... (с.782)


          О крепостях и городах, через которые мы проезжали, на востоке и западе, Дагестанской земли.
          Начнем с того, что в этой стране насел¸нные пункты не называют «кабак», как в Черкесии, а называют их «кенд», и «шехер» (город) и «кала» (крепость). Этот край такой спокойный и безопасный, что и [замужняя] женщина, и юная возлюбленная, и солнцеликий мальчик - со всеми драгоценностями [может] идти, из города в деревню, или из деревни в город через горы и долины в [полном] одиночестве. И никогда никто не осмеливается подойти к замужней женщине, поднять голову и посмотреть, ей в лицо. Все население страны мусульманское и исповедует веру Аллаха, и все они шафииты. Они никогда не едят запретной по шариату пищи и не надевают запретной по шариату шелковой одежды.
          ...

          за столицата Тарки

          Отметим прежде всего, что место, занятое этим городом, представляет собой обширное, обильное водой пространство земли на широкой, покрытой купами деревьев равнине вблизи Каспийского моря, подобное земному раю... в нем имеются приличествующие этому городу благоустроенные и красивые постройки из камня и с изгородями, числом семь тысяч... Однако дворец шамхал-шаха не похож на дворцы прочих падишахов, ибо в нем отсутствуют роскошь и чрезмерное великолепие. Дело в том, что дагестанские мусульманские богословы не дозволяют своим властителям предаваться роскоши, считая, что такое тщеславие пагубно. В то же время они осуществляют правосудие и стараются воспитывать их хорошими воинами, которые заботятся о подданных, и наставляют их бороться с врагами. Потому что в этой стране закон, а этот закон - начертание Аллаха, находится в руках мусульманских богословов. [Так что] даже шейхульисламы садятся выше падишаха. кадиаскер (верховный судья) садится ниже шамхал-шаха. Представители знати садятся напротив шамхал-шаха. А везир его Таги-хан прислуживает ему стоя. При том везире имеется три тысячи воинов. А такого нет и в помине, чтобы муфтии, накыбы и кадии получали за свою службу плату, как в Османской державе, триста или полтораста акче (серебряная монета). Каждый, кто знает шариат и является начитанным улемом, может стать муфтием или кадиаскером. А без этого там не дают постов разным высокородным дуракам.
          ...
          Дагестанский край представляет собой область, в которой имеется семь ханств и сорок семь округов, управляемых кадиями. И в этом краю имеется сорок один благоустроенный город. Всего там имеется 56 крепостей. Половина гарнизона такой крепости ходит на войну... В настоящее время они находятся в состоянии войны с кызылбашами («красноголовые» - с 16 века, так называли шиитские тюркские племена, составлявшие армию иранских шахов. З.Г.). Дело в том, что они никогда не любили персов...
          ...
          ...Правители упомянутой страны, состоящей из семи ханств, все прибыли в Тарки, целовали почтенную руку нашего законного хана и удостаивались почетной беседы... И, прежде всего, его (шамхал-шаха) везир Таги-хан, знающий наизусть Коран, он стар и благочестив, ... еще множество беев. Им принадлежит власть. Ни один при¸м не обходится без появления шамхал-султана. Они называют это, появлением на ханском собрании. В нем представлены все ханы - правители страны. А потому оно объявляет о [создании] любых благотворительных учреждений для бедных... [город Тарки] является местом престола шахиншаха Дагестана и потому он служит пристанищем и прибежищем для правоверных... (с. 788)
          ...
          Свойства новой столицы на лике земном, или града старинного и обширного Эндери. В сравнении с [другими] городами страны Дагестан он может считаться крупным, хотя [вообще-то] не велик. Ныне падишахи живут то здесь, то в городе Тарки...

          А позади города Эндери находилась крепость Эндери... И хан этого города Эндери является могущественным правителем с титулом улу-бей. этот хан является одним из семи ханов, подчиненных падишаху Дагестана: он распоряжается десятью тысячами воинов. Когда падишах отсутствует, правит этот хан. Власть его престола распространяется на двадцать округов (нахие) (с794)... Это город древний, средоточие мудрых, источник совершенств, обитель поэтов и умиротворенных... Искусные врачи и спускающие [дурную] кровь (ал-хиджама) хирурги [здесь] несравненны. И население знает языки персов, грузин, черкесов, кумыков, калмыков, кайтаков, моголов, татар, русов (украинцев), московитов (русских), лезгин, кыпчаков, чагатайцев и разных прочих народов. ...торговцев, прибывающих и отъезжающих здесь много...


          В одежде у них совершенно отсутствует шелк, ибо они, будучи мужами умеренными, шелка совсем не носят, следуя хадису: «Того, кто наряжается в мире сем, да не оденут в мире вечном».
          ...
          Все собравшиеся жители города Эндери, сыны Адамовы, старые и малые, знатные и простолюдины - рядами стояли по правую и левую стороны шахской дороги. И тогда согласно заведенному распорядку на площадь, через которую вступают в город Эндери, с противоположной ее стороны, навстречу обоим падишахам и огромному войску вышел хан города Эндери - улу-бей-хан. А [в войске] том были: двадцать тысяч пеших стрелков из ружей, в латах, кольчугах и шлемах, в стальных шишаках, защищающих голову, закованные в броню..., несколько тысяч пеших лучников; всадники, обвешанные разнообразным оружием, на конях чистокровных пород; несколько тысяч обрядившихся воинами [людей] на быстрых конях пегой масти.


          И вослед улу-бей-хану [музыканты] играли на рогах, зурнах, ханских литаврах, каранаях, барабанах, на эмирских тамбурах и бубнах. И когда улу-бей-хан со своей огромной свитой подошел вплотную, [все] спешились и пали ниц у копыт коней обоих падишахов, а затем приветствовали их, вскочив, без помощи стремян, на своих быстроногих коней. Потом снова к ним подошел воинский эскорт, и все войско, рядами и волнами, вступило в город Эндери.
          Нартиада

          Comment


            #51
            Един филм за Ингушетия

            http://www.youtube.com/watch?feature...v=v_Ohc5eqGD0#!
            Нартиада

            Comment


              #52
              Писмени източници за карачаевци и балкарци

              1629 г., февраля 21.
              Отписка терских воевод И. А. Дашкова
              с товарищами в Посольский приказ
              о разведке месторождения серебряной руды


              "И как деи, государь, с Терки в Кабарду приехала Барукина сестра Хабаз, и про ту
              серебряную руду, что Коншовмурза привез, в Кабарде росказала, и они деи ее веры поняли,
              и рнясь деи тому, кумытцкой Айдемир СалтанМамутов да Ибаковы дети Илдар да Суркаи,
              собрався с ратными людьми, пошли в горы в Балкары в то место, где ту серебреную руду
              имали, на его, князь Пшимахиных, ясачных людей да на Коншов мурзы племянников на Аб
              шины з братьею Тазримовых детей на ясачных людей кабаки войною. И Апшика деи, госу
              дарь, з братьею против Аидемиря да Илдара да Суркая стоят и с ними бьютца.
              Да князь Пшимах же сказал, что он привел под твою государеву высокую руку Казые
              вых детей и Шолоховых и всех кабардинских кабаков, и почели было кочевать блиско горо
              да. А ныне деи, государь, послышали про ту серебряную руду и на весну деи хотят итти с того
              места в горы."


              1629 г., не ранее марта 18.
              Расспросные речи в Посольском приказе черкас
              новокрещен Сидора Семенова и Марка Агапитова
              о месторождении серебряной руды


              "И черкасы по допросу сказали. – То место, где они с Каншовмурзою
              ездили, владеют
              черкаских мурз Апши да Абдауллы мурзы Болкарских князей, а которого мурзы дети, того
              они не ведают, а князь Пшимаху они Канбулатовичю Черкаскому по сестре племянники,
              мать их князю Пшимаху сестра. А государю де те мурзы не послушны, живут о себе, и закла
              дов их в Терском городе нет, а слушают они черкаского Алегукамурзы Шеганукова. А люди
              с ними живут небольшие, только де по сторонам около их в горах людей много иных мурз. А
              государю Алегукмурза послушен и заклады его в Терском городе есть, сын ево ТемирАк
              сак, и двор де у Алегукамурзы для его приезду есть. И только де Алегукмурза пошлет к ним
              о том, и чают того они, что они в том ево послушают, а подлинно того сказать не умеют, послу
              шают ли те мурзы Алегукамурзы и дадут ли в том месте руды искать или нет, того они не
              ведают. А только будет изволит государь в то место послать для того дела, и они чают, что без
              ратных людей быть нельзе; только ратным людем не быть, и опасатца того, чтоб от тутошних
              людей государевым людем, которые для того дела посланы будут, тесноты не было. А сколь
              ко ратных людей послать, и в том волен бог да государь, им того знать не уметь, а что людей
              послать болыши, и лутче."

              Жан Шарль де Бесс (ок. 1799 – после 1838)
              Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению,
              Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.


              "При приближении экспедиции жители соседних гор, встревоженные видом войск, на
              правили депутацию, чтобы узнать о цели этих военных приготовлений. Первыми представи
              лись карачаевцы, сопровождаемые их муллой; их вскоре успокоила ласковая, дружествен
              ная и располагающая манера поведения генерал аншефа. Эти депутаты более не покидали
              нас, ограничившись тем, что был отправлен назад мулла с поручением успокоить пославших
              их; они сопровождали нас до границ своей территории.
              Я беседовал с ними в присутствии переводчика экспедиции, который говорил по турец
              ки и по русски, хотя сам был по происхождению из черкесов. Я немало подивился той радо
              сти, которую они проявили, узнав, что я – мадьяр и что моей целью являются розыски колы
              бели моих предков; но еще больше меня поразили их заверения в том, что они вовсе не при
              надлежат к племени древних мадьяр, что некогда они занимали, по преданиям их страны,
              плодородные земли от Азова до Дербента. Они добавили, что их нация проживала за Куба
              нью (то есть на правобережье Кубани. – Прим. С. Х.), в степях, занятых ныне казаками
              черноморцами; что в те времена они соседствовали с могущественным народом, который
              угнетал их и требовал с них дань в виде одной белой коровы с черной головой или, за неиме
              нием таковой, трех обычных коров с каждой семьи, что, измученные поборами их соседей,
              они решили перейти на левый берег Кубани и укрыться в неприступных горах, чтобы вести
              там независимое существование; что, наконец, они пришли к нынешним местам своего пре
              бывания, предводительствуемые вождем по имени Карачай, по имени которого вся их на
              родность приняла свое название и сохраняет его до сих пор, хотя семейство Карачай уже
              угасло. Они сказали далее, что в трех днях пути от нашего лагеря есть пять деревень, или
              народностей, которые происходят от мадьярского корня: это Оруспие (Orouspie), Бизинги
              (Bizinghi), Хулиам (Khouliam), Балкар (Balkar) и Дугур (Dougur); что эти народности говорят
              на языке, совершенно отличающемся от языка других обитателей Кавказа; что они прожи
              вают в самых возвышенных горах и поддерживают связи с соседями осетинами и имеретин
              цами."
              Нартиада

              Comment


                #53
                Филм за депортацията на ингушите 23 февруари 1944 г

                http://www.youtube.com/watch?v=CgeWZ...ayer_embedded#!
                Нартиада

                Comment

                Working...
                X