Panzerkampfwagen “Maus” (Porsche 205)
Тази статия си я открих сред нещата и реших че на някой може да му е интересно да я изчете... И чертежи имам но не мога да ги сложа.
Единственият в света реализиран от метал свръхтежък танк. Разработен под ръководството на професор Фердинанд Порше. През 1943-1945 година в завода Alkett са сглобени 2 машини, и още 9 се намират в различни стадий на подготовка.
История.
Проектирането на сверхтежкият танк започва след конференция, посветена на въоръжаването на танковите войски, състояла се на 8 1942 год. в Берлин с участието на Адолф Хитлер, А.Шпеер и Фердинанд Порше. Някой от тях тримата еисказал желание да се проектира огромен танк, въоръжен с 12,8-см или даже 15-см оръдие. Как точно е станало не се знае, но сега този факт се разглежда като лична инициатива на фюрера. Против отвлечения сил на реализацию подобных замыслов категорически выступили руководители панцерваффе и немецкого танкостроения Г.Гудериан, С. фон Гайдекампф (председатель комиссии по усовершенствованию танков) и Г.Книпкамп. В В результате официальный заказ на соответствующие проектные работы оформлен не был. Вскоре об этой истории забыли. Только не сам Порше. Являясь председателем танковой комиссии (Panzerkommission), а также пользуясь расположением Гитлера, ему удалось все-таки договориться с заинтересованными лицами о строительстве своей машины. Фирма “Крупп” бралась изготовить корпус, “Даймлер-Бенц” - двигатель, а “Алькетт” - провести общую сборку. Порше планировал установить на танк дизель воздушного охлаждения собственной конструкции, который к тому времени еще не успели изготовить. Ситуацию разрядил А.Шпеер, уговоривший конструктора остановиться на дизельном двигателе МВ509 (на самом деле на первом образце был установлен бензиновый двигатель DB-603А2, а на втором - дизель МВ517). 1 августа 1943 года приступили к сборке прототипа (код “Порше 205”). Предприятиями смежниками по основным узлам машины были определены: Krupp - корпус и башня, Daimler-Benz - двигатель, Siemens - агрегаты электротрансмиссии, Skoda - ходовая часть. Поставка башни и вооружения откладывалась из-за интенсивных англо-американских бомбардировок заводов Круппа. Тем не менее испытание шасси с равноценным грузом-балластом вместо башни все же было проведено 24 декабря 1943 года во дворе завода. С 10 января 1944 года испытания продолжились уже на полигоне при штаб-квартире фирмы Porsche в Штутгарте. С 9 июля, после установки башни с вооружением, начался новый этап испытаний, с 3 октября - на Куммерсдорфском полигоне. Сборку второго прототипа закончили 10 марта 1944 года и доставили его на полигон сразу, без заводских испытаний. Отдельные узлы, например, заготовки башни и ходовой части, были изготовлены еще для девяти машин.
Оба первых прототипа были взорваны в Куммерсдорфе (Kummersdorf) при подходе частей Красной Армии в апреле 1945 года. По указанию командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко из двух разрушенных образцов танка собрали один (но без соответствующей “начинки”) и отправили в СССР на НИБТПолигон, куда он был доставлен 4 мая 1946 года. Сейчас этот танк экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке (под Москвой).
В этом сверхтяжелом танке поражает невиданная в то время толщина брони: 200-240 мм в лобовых частях корпуса и башни. Вооружение включало две пушки: 12,8-см и 7,5-см. Ф.Порше и здесь не отказался от полюбившейся ему электромеханической трансмиссии. Динамо-машина работала на два тяговых электромотора - по одному на каждую гусеницу. Прорабатывался даже вопрос преодоления танком водных преград по дну. В этом случае электроэнергия по кабелю должна была передаваться от стоящей на берегу машины. Конструктору очень хотелось применить свою оригинальную подвеску с продольными торсионами высокой динамической эффективности. Но изготовить ее оказалось не по силам даже ведущим фирмам, и пришлось довольствоваться пружинной подвеской завода “Шкода”. Ходовая часть включала по 12 (на борт) сблокированных попарно двойных катков и ведущее колесо заднего расположения. Впрочем, когда стали отчетливо проявляться реальные черты будущего гиганта, появилось официальное задание на разработку конкурентоспособного варианта. Его получила фирма “Хеншель” под обозначением Е100. 140-тонного монстра должен был передвигать двигатель мощностью 800 л.с. со скоростью 40 км в час. Вооружение - 15-см и 7,5-см пушки при том же бронировании, что и у “Мауса”. Конец разработкам этой машины положил сам Гитлер. Ни “Маус”, ни Е100 всерьез никогда не рассматривались как штатное вооружение панцерваффе. Им в лучшем случае отводилась роль подвижных бронированных крепостей в промежутках между опорными пунктами пехоты. Потому-то их скорости не придавалось значения. В Германии считалось, что танки-гиганты являются испытательными стендами для отработки конструктивных решений будущих машин.
Тактико-технические характеристики танка “Maus”.
Бойна маса: 188 тона.
Екипаж: 5 човека.
Габаритни размери: дължина - 10085 мм, ширина - 3710 мм, височина - 3630 мм, клиренс - 500 мм.
Въоръжение: 1 оръдие KwK 44 калибър 128 мм, 1 оръдие калибър 75 мм L/36, 1 картечница MG42 калибър 7,92 мм.
Боекомплект: 32 изстрела с калибър 128 мм, 200 изстрела с калибър 75 мм, 1000 патрона с калибър 7,92 мм.
Прибори за прицелване: перескопичен прицел с спаренной установка.
Бронева защита: лоб на корпуса - 200 мм, борд - 105...185 мм, корма - 160 мм, крыша и днище - 105,5 мм, башня - 65...240мм.
Двигател: Daimler-Benz DB-603А2, 12-цилиндров, бензинов с непосредственно впръскване и електрическо запалване, ^-образный (перевернутый), четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощност - 1750 к.с. (1288 кВт) при 2700 об. в мин.; работен обем - 44500 куб.см.
Трансмисия: електромеханична - два главни генератора, два тягови электродвигателя, два механически агрегата-гитары с бортовыми спирачки, две бортовые передачи.
Ходова част: 24 опорни катка с вътрешни амортисьори, сблокированных попарно в 12 тележек, объединенных в 6 блоков, 12 поддерживающих катков, ведущее колесо заднегорасположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляващо колело; подвеска балансирная с вертикальными цилиндрическими спиральными пружинами и резиновыми подушками; във всяка гусенице 112 траков шириной 1100 мм, шаг трака - 160 мм.
Максимальная скорость: 20 км в час.
Запас хода: 186 км.
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град. - 45, глубина брода - 1,7 м.
Средства связи: радиостанция FuG5.
Источники: “Encyclopedia of german tanks of world war two”. “Arms and Armour”, London, 1993; “Бронетанковая техника”, “Гончаръ”, Polygon, Москва, 1994; Шмелев И.П. “Бронетанковая техника Третьего Рейха”, издательство “Арсенал-Пресс”, Москва, 1996; “Бронетанковая техника Германии. 1939-1945”, приложение к журналу “Моделист-конструктор” - “Бронеколлекция”, 1997, № 5.
Тази статия си я открих сред нещата и реших че на някой може да му е интересно да я изчете... И чертежи имам но не мога да ги сложа.
Единственият в света реализиран от метал свръхтежък танк. Разработен под ръководството на професор Фердинанд Порше. През 1943-1945 година в завода Alkett са сглобени 2 машини, и още 9 се намират в различни стадий на подготовка.
История.
Проектирането на сверхтежкият танк започва след конференция, посветена на въоръжаването на танковите войски, състояла се на 8 1942 год. в Берлин с участието на Адолф Хитлер, А.Шпеер и Фердинанд Порше. Някой от тях тримата еисказал желание да се проектира огромен танк, въоръжен с 12,8-см или даже 15-см оръдие. Как точно е станало не се знае, но сега този факт се разглежда като лична инициатива на фюрера. Против отвлечения сил на реализацию подобных замыслов категорически выступили руководители панцерваффе и немецкого танкостроения Г.Гудериан, С. фон Гайдекампф (председатель комиссии по усовершенствованию танков) и Г.Книпкамп. В В результате официальный заказ на соответствующие проектные работы оформлен не был. Вскоре об этой истории забыли. Только не сам Порше. Являясь председателем танковой комиссии (Panzerkommission), а также пользуясь расположением Гитлера, ему удалось все-таки договориться с заинтересованными лицами о строительстве своей машины. Фирма “Крупп” бралась изготовить корпус, “Даймлер-Бенц” - двигатель, а “Алькетт” - провести общую сборку. Порше планировал установить на танк дизель воздушного охлаждения собственной конструкции, который к тому времени еще не успели изготовить. Ситуацию разрядил А.Шпеер, уговоривший конструктора остановиться на дизельном двигателе МВ509 (на самом деле на первом образце был установлен бензиновый двигатель DB-603А2, а на втором - дизель МВ517). 1 августа 1943 года приступили к сборке прототипа (код “Порше 205”). Предприятиями смежниками по основным узлам машины были определены: Krupp - корпус и башня, Daimler-Benz - двигатель, Siemens - агрегаты электротрансмиссии, Skoda - ходовая часть. Поставка башни и вооружения откладывалась из-за интенсивных англо-американских бомбардировок заводов Круппа. Тем не менее испытание шасси с равноценным грузом-балластом вместо башни все же было проведено 24 декабря 1943 года во дворе завода. С 10 января 1944 года испытания продолжились уже на полигоне при штаб-квартире фирмы Porsche в Штутгарте. С 9 июля, после установки башни с вооружением, начался новый этап испытаний, с 3 октября - на Куммерсдорфском полигоне. Сборку второго прототипа закончили 10 марта 1944 года и доставили его на полигон сразу, без заводских испытаний. Отдельные узлы, например, заготовки башни и ходовой части, были изготовлены еще для девяти машин.
Оба первых прототипа были взорваны в Куммерсдорфе (Kummersdorf) при подходе частей Красной Армии в апреле 1945 года. По указанию командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко из двух разрушенных образцов танка собрали один (но без соответствующей “начинки”) и отправили в СССР на НИБТПолигон, куда он был доставлен 4 мая 1946 года. Сейчас этот танк экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке (под Москвой).
В этом сверхтяжелом танке поражает невиданная в то время толщина брони: 200-240 мм в лобовых частях корпуса и башни. Вооружение включало две пушки: 12,8-см и 7,5-см. Ф.Порше и здесь не отказался от полюбившейся ему электромеханической трансмиссии. Динамо-машина работала на два тяговых электромотора - по одному на каждую гусеницу. Прорабатывался даже вопрос преодоления танком водных преград по дну. В этом случае электроэнергия по кабелю должна была передаваться от стоящей на берегу машины. Конструктору очень хотелось применить свою оригинальную подвеску с продольными торсионами высокой динамической эффективности. Но изготовить ее оказалось не по силам даже ведущим фирмам, и пришлось довольствоваться пружинной подвеской завода “Шкода”. Ходовая часть включала по 12 (на борт) сблокированных попарно двойных катков и ведущее колесо заднего расположения. Впрочем, когда стали отчетливо проявляться реальные черты будущего гиганта, появилось официальное задание на разработку конкурентоспособного варианта. Его получила фирма “Хеншель” под обозначением Е100. 140-тонного монстра должен был передвигать двигатель мощностью 800 л.с. со скоростью 40 км в час. Вооружение - 15-см и 7,5-см пушки при том же бронировании, что и у “Мауса”. Конец разработкам этой машины положил сам Гитлер. Ни “Маус”, ни Е100 всерьез никогда не рассматривались как штатное вооружение панцерваффе. Им в лучшем случае отводилась роль подвижных бронированных крепостей в промежутках между опорными пунктами пехоты. Потому-то их скорости не придавалось значения. В Германии считалось, что танки-гиганты являются испытательными стендами для отработки конструктивных решений будущих машин.
Тактико-технические характеристики танка “Maus”.
Бойна маса: 188 тона.
Екипаж: 5 човека.
Габаритни размери: дължина - 10085 мм, ширина - 3710 мм, височина - 3630 мм, клиренс - 500 мм.
Въоръжение: 1 оръдие KwK 44 калибър 128 мм, 1 оръдие калибър 75 мм L/36, 1 картечница MG42 калибър 7,92 мм.
Боекомплект: 32 изстрела с калибър 128 мм, 200 изстрела с калибър 75 мм, 1000 патрона с калибър 7,92 мм.
Прибори за прицелване: перескопичен прицел с спаренной установка.
Бронева защита: лоб на корпуса - 200 мм, борд - 105...185 мм, корма - 160 мм, крыша и днище - 105,5 мм, башня - 65...240мм.
Двигател: Daimler-Benz DB-603А2, 12-цилиндров, бензинов с непосредственно впръскване и електрическо запалване, ^-образный (перевернутый), четырехтактный, жидкостного охлаждения; мощност - 1750 к.с. (1288 кВт) при 2700 об. в мин.; работен обем - 44500 куб.см.
Трансмисия: електромеханична - два главни генератора, два тягови электродвигателя, два механически агрегата-гитары с бортовыми спирачки, две бортовые передачи.
Ходова част: 24 опорни катка с вътрешни амортисьори, сблокированных попарно в 12 тележек, объединенных в 6 блоков, 12 поддерживающих катков, ведущее колесо заднегорасположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляващо колело; подвеска балансирная с вертикальными цилиндрическими спиральными пружинами и резиновыми подушками; във всяка гусенице 112 траков шириной 1100 мм, шаг трака - 160 мм.
Максимальная скорость: 20 км в час.
Запас хода: 186 км.
Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град. - 45, глубина брода - 1,7 м.
Средства связи: радиостанция FuG5.
Источники: “Encyclopedia of german tanks of world war two”. “Arms and Armour”, London, 1993; “Бронетанковая техника”, “Гончаръ”, Polygon, Москва, 1994; Шмелев И.П. “Бронетанковая техника Третьего Рейха”, издательство “Арсенал-Пресс”, Москва, 1996; “Бронетанковая техника Германии. 1939-1945”, приложение к журналу “Моделист-конструктор” - “Бронеколлекция”, 1997, № 5.
Comment