Съобщение

Collapse
No announcement yet.

Батареите на Севастопол

Collapse
X
 
  • Filter
  • Време
  • Show
new posts

    Батареите на Севастопол

    Нашёл на Самиздате интересную страницу: Неменко А.В. Батареи Севастополя постройки 1905-1917г. Батареи Севастополя 1917-1941 Часть1 Батареи Севастополя 1917-1941 Часть 2 Батареи Севастополя 1917-1941 Часть3 Батареи Севастополя 1941-42 Помимо этих статей на странице есть много интерсного о…



    Препоръчвам статиите.


    thorn

    Средновековните църкви в България

    #2
    При обсадата на Севастопол имаше една самоходна морска батарея, въоръжена с 4 оръдия, картечници, прожектори. Чел съм за нея в списание "Фар" от 70-те години. За съжаление списанието е далеч от мен в момента и не мога да видя как точно се казваше. Не мога да намеря нищо за нея в Интернет. Някой с повече информация?

    Comment


      #3




      Ольга Тонина.

      Севастопольское вундерваффе или памперсы для люфтваффе.

      "Каждый раз, когда я читаю устав,
      я нахожу в нем все новые и новые страницы" (С)

      Хотела взяться и написать что-то доброе, разумное вечное, но не получилось - попалась мне на глаза книжка Вольфгана Дириха "Бомбардировочная эскадра "Эдельвейс". История немецкого военно-воздушного соединения", перевод М.В.Зефирова, М., ЗАО Центрполиграф, 2005, ISBN 5-9524-1996-8.
      На странице 121 читаю: "В это время I./KG51 действовала вместе с VIII авиакорпусом под командованием генерал-оберста Вольфрама фон Рихтхофена. Стоит упомянуть об одном из ее успехов, потому что тысячи немецких солдат могли наблюдать его с "трибун" на высотах вокруг Северной бухты в Севастополе.
      В течение недель плавучая зенитная батарея* с установленными на ней 164 пушками, стоявшая на якоре в Северной бухте, непосредственно около большого маяка на мысе Херсонес, вела огонь разрушительной силы. Она препятствовала немецким наземным, морским и воздушным силам вести эффективные атаки на опорные пункты крепости. Независимо от того, откуда летели бомбардировщики, их Тирасполя, Китая или Сарабуза, эта плавучая зенитная батарея была для них настоящей занозой - и при этом очень неприятной.
      25 июня, после того как его эскадрилья совершила на нее три атаки, командир 2-й эскадрильи гауптман Фурхоп решил выполнить еще одну атаку на цель. Вместе с ним должен был вылететь обер-лейтенант Эрнст Хинхрис.
      ....Хинхрисс спикировал на свою цель. Экипаж так сконцетрировался на ней, что даже не замечал трассеров, летящих в них. С первого захода он попал в цель, плавучая батарея затонула, взорвавшиеся боеприпасы покончили с ней раз и навсегда."
      * - Имеется ввиду плавучая несамоходная батарея N3, прозванная защитниками Севастополя "Не тронь меня!". Она была построена на основе центральной секции корпуса одного из заложенных до начала войны линкоров серии "Советский Союз" и введена в строй 3 августа 1941 года.(примечание переводчика М.В.Зефирова)
      164 пушки! На основе центральной секции линкора! В моем воображении нарисовалась картина этакого суперлинкора "Ямато", у которого обрезали нос и корму с башнями главного калибра, и оставили среднюю часть, на которой в три яруса разместили башни с зенитными орудиями. Вундерваффе Сталина! Если такое чудо начнет вести огонь - то ничего живого в радиусе нескольких километров не останется! Интересно, как доблестным белокурым рыцарям Третьего Рейха удалось одолеть такого монстра!
      Заинтересованная этим чудо-оружием, я стала искать о нем сведения. Действительность, как и всегда, оказалась еще интереснее! Итак:
      Плавучая зенитная батарея N3.
      Размерения 50 х 30 х ? м. Вооружение: 2 х 130 мм, 4 х 76.2 мм, 3 х 37 мм, 3 х 12.7 мм и 1 х 4 х 7.62 мм пулемет. Экипаж 130 чел. (2-130 мм пушки в первые месяцы обороны были сняты и установлены на берегу.)
      Бывший опытовый отсек линейного корабля типа "Советский Союз". Включен в боевой состав ЧФ 3.08.1941 г. в качестве несамоходной плавучей зенитной батареи и сбил 22 самолета противника. Поврежден 19.06.1942 г. авиабомбой противника и оставлен при отступлении советских войск из Севастополя.
      Вот тебе и ой! Число пушек со 164 резко упало до 7 штук! В 23,5 раза! То есть зенитное вооружение с масштабов "Ямато" сократилось до масштабов обычного эсминца!
      И сразу все стало абсолютно просто и ясно!
      1. К переводчику М.В.Зефирову - претензий нет, ибо он известный вермахтофил и геббельс-югендовец и для него нет более приятного занятия, чем восхваление подвигов белокурых рыцарей люфтваффе и бойцов эйцазкоманд, сжигавших советские деревни вместе со всеми жителями - от врага России ждать правды нет никакого смысла.
      2. Что касается автора книги, то его понять тоже можно - не станет же писать немец в своих мемуарах, что весь VIII-й авиакорпус люфтваффе панически боялся плавающего посреди бухты железного ящика с 7-ю пушками, и одевал памперсы перед каждым боевым вылетом! А если учесть, что на потопление данного железного ящика потребовалось несколько месяцев - то засмеют коллеги из других бомбардировочных эскадр! Ну, и, наконец, если упомянуть о том, что атака 25 июня 1942 года, за которую обер-лейтенант Эрнст Хинхрис был награжден Железным Крестом, была совершена против батареи, на которой еще 19 июня закончились снаряды, и которая вела огонь только из пулеметов, то ореол белокурых героев люфтваффе развеивается как дым.
      А самым последним гвоздем в крышку гроба данного "подвига" люфтваффе, а заодно и в репутацию люфтваффефилов М.В.Зефирова, и его сподвижника брехуна Андрея Смирнова, будет немецкий гвоздь, "мэйд ин Вермахт". Единственное фото батареи, кочующее в Интернете, сделано самими немцами, и из этого фото видно, что батарея не затонула, т.к. находилась на мели! Вот этот гвоздь:

      А что же было на самом деле? Почему 7 зениток на плавающем железном ящике, вызывали такой ужас у белокурых рыцарей? Ведь их было аж:
      Состав 8-го авиакорпуса :
      Истребители:
       3-я группа 3-й истребительной эскадры " Удет" (III/ JG 3 "Udet"). На 01.06.42г в строю было - 27 Bf 109F-4.
       77-я истребительная эскадра (JG 77) под командованием капитана Gordon M. Gollob, в составе штабного звена ( 5 Bf 109F-4) , 2-й (36 Bf 109F-4) и 3-й группы ( 37 Bf 109F-4) . На 01.06.42г всего в строю было - 78 Bf 109F-4.

      Бомбардировщики:
      Штаб 100-й бомбардировочной эскадры (1 He 111H-6)
      1-я группа 100-й бомбардировочной эскадры (33 He 111H-6)
      Штаб 51-й бомбардировочной эскадры (2 Ju 88A-4)
      1-я группа 51-й бомбардировочной эскадры (35 Ju 88A-4)
      2-я группа 51-й бомбардировочной эскадры (29 Ju 88A-4, 9 Ju 88C-6)
      Штаб 76-й бомбардировочной эскадры ( 1 Ju 88A-4, 1 Ju 88D-5, 1 Ju 88D-1)
       1-я группа 76-й бомбардировочной эскадры ( 28 Ju 88A-4)
       3-я группа 76-й бомбардировочной эскадры (29 Ju 88A-4, 12 Ju 88C-6)
       3-я группа 1-й учебной бомбардировочной эскадры (27 Ju 88A-4)
       77-я эскадра пикирующих бомбардировщиков в полном составе (96 Ю-87 , 6 Bf-110Е) .
       2-я группа (торпедоносцы) 26-й бомбардировочной эскадры (34 He 111H-6 LT, 11 He 111H-6)

      Разведывательная авиация:
       3(H)/11 - в составе 2 Bf-110-С-5, 6 Bf-110Е-3, 2 Bf-110В-4
       3(Н)/13 - в составе 14 Нs-126 В-1
       4(Н)/31 - в составе 6 Fw-189 A-1, 5 Fw-189 А-3

      В общей сложности свыше 120 истребителей и 300 бомбардировщиков. Стоит также отметить, что немцами в качестве бомбардировщиков применялись и транспортные самолеты Ю-52.

      Итого 300 бомберов и 120 истребителей против плавучего железного ящика! И речь идет о тех знаменитых Ju 88, о которых еще один вермахтофил некий Андрей Смирнов, с своей монографии "Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне" (ISBN 5-9713-0560-3) на странице 463 написал: "Точностью бомбометания особенно выделялись Ju 88, которые - будучи способными пикировать под углом до 80 градусов - могли обеспечить поражение даже малоразмерных точечных целей.... Ju 88 был в состоянии попасть бомбой даже в одиночный танк!"
      А про Ju 87 этот же автор написал на стр. 329: "Что же касается зенитной артиллерии - главного врага Ju 87 на Восточном фронте, то следует учесть, что поразить пикирующий (т.е. непрерывно и быстро изменяющий высоту полета) самолет советским зенитчикам было очень и очень непросто.". Так почему же немцы, применив против Севастополя самолетов больше, чем японцы против Перл-Харбора, только за шесть месяцев боев смогли одолеть этот железный ящик на воде? И потеряли при этом от огня батареи 22 самолета!
      (Для сравнения - чтобы потопить германский крейсер ПВО "Ниобе", который был вооружен в 4-5 раз сильнее, сильнее, чем данная батарея - авиации КБФ в 1944 году потребовалось два групповых вылета, во время которых был сбит только один наш самолет - о чем А.Смирнов в своей книжке умалчивает, как впрочем, умалчивает он и о том, кто выиграл Великую Отечественную войну - оно и не мудрено, ибо автор является хроническим русофобом, ненавидящим СССР и Россию...)


      Цитируется по документальной книге-исследованию "Железный остров"
      "...Этот "квадрат" самый странный боевой корабль Советского Военно-Морского Флота. Его упоминания нет ни в одном справочнике по ВМФ, хотя именно этому кораблю принадлежит уникальный боевой рекорд. Им было сбито больше всех фашистских самол¸тов - 22 за девять месяцев, а точнее за 6 так как первые три месяца, пока батарея стояла на рейде перед Севастополем она мало участвовала в боях и не сбивала самол¸ты. Дважды за это время она сбивала по 3 (!!!!) самол¸та в день. Кстати, за 16 сбитых самол¸тов л¸тчикам давали звание Героя Советского Союза...
      Большего ни один наш корабль не добился.
      Это плавучая зенитная батарея N3 "Не тронь меня". Она была сделана из "цитадели" - недостроенного центрального отсека линкора. 3 августа 1941 года плавбатарея N 3 вступила в боевой состав флота. Накануне буксир вывел плавбатарею на внешний рейд перед Севастополем и она стала на "мертвый якорь". У батареи были зенитные орудия, но не было ни одного мотора, способного е¸ двигать.
      Экипаж батареи - 130 человек. Вооружение 3 - 76мм. зенитных орудия, 4 - 37 мм. и 1 счетвер¸нный пулем¸т и 2 зенитных пулем¸та (В начале были ещ¸ 2 130мм. пушки, но их скоро забрали на берег для обороны).
      Батареей был назначен командовать отличный артиллерист капитан-лейтенант Сергей Мошенский.
      Остались письма Мошенского: "Пересылаю тебе деньги, литер на поездку в Ташкент и справку. Тебе надо быть там до конца военных дней. Пока не поздно, пока фронт еще далеко, уезжай. Верочка, ты только не волнуйся, спокойно реагируй на все, помни, что оставаться тебе здесь нельзя, подумай о жизни своей и нашего будущего человека. Тебе в Средней Азии будет спокойней, обо мне не думай. Если ты будешь далеко, мне будет легче воевать, а воевать еще придется сильно. Я после войны постараюсь тебя найти как можно скорее, а что будет до конца войны, мне неизвестно".
      "Верочка, что с тобой? Я послал тебе много писем разными способами, телеграммы, писал с марками и без марок, через военно-полевую почту, в Краснодарский край и в Чирчик, но ничего не получил от тебя.
      Если вы еще в Тихорецке, уезжай подальше и приложи силы, чтобы сохранить ребенка. Если погибну, знай, что я не трусил перед лицом врага, не гнул головы при бомбежках".
      И вот, наконец, в начале ноября 1941 года письмо, из которого Сергей узнает, что у него - дочь. Аза родилась ноябрьской ночью в вагоне-теплушке, скудно освещенном керосиновой лампой.
      К этому времени плавбатарея была отбуксирована в Казачью бухту, где ее для придания большей устойчивости посадили на мель. Батарейцы прикрывали зенитным огнем Херсонесский аэродром, почти ежедневно отражали налеты вражеской авиации.
      Плавбатарея, не способная маневрировать, посаженная на мель, была хорошей мишенью для фашистских асов. Но 10 месяцев оставалась невредимой, поскольку ни один из них не мог нанести прицельного бомбового удара - настолько силен и меток был огонь батарейцев. Всего на батарею было сброшено, согласно судовому журналу более 1100 бомб. Немцы не могли уничтожить аэродром, не подавив его зенитное прикрытие. Поэтому нал¸ты на батарею были ожесточ¸нными, но безрезультатными.
      Из письма Мошенского: "Живу по-боевому. Спешу разделить с тобой радость: я награжден орденом Красного Знамени. Никогда не думал, что мне выпадет такая честь, а вчера об этом узнал, говорят, что хорошо бью немцев, за это и наградили..."
      "Уже на исходе десятый месяц войны. Как много пережито! Может, мне не суждено будет увидеть больше ничего, но это потому, что мы с товарищами принимаем огонь на себя. Я очень хочу жить, но остаться жить, укрывшись от врага, не громить его, не уничтожать, ты знаешь, я не могу. Бездействие, трусость для меня самого - позор, таким человеком жить стыдно, я лучше погибну, чем подумаю о другой жизни. Я ежеминутно помню, что чем больше сбито фашистских самолетов, тем ближе наша победа... Вот и еще одного фашистского стервятника мы отправили на дно моря".
      Плавбатарея стояла в трехстах метрах от берега, но за девять месяцев пребывания на ней капитан-лейтенант Мошенский лишь раз сошел с корабля, что бы получить в штабе орден "Красного Знамени".
      ...Он погиб 19 июня 1942 года, когда на батарее практически закончились снаряды. Оставались только патроны для пулем¸тов и по нескольку обойм для зенитных автоматов. Бомба пикировщика попала прямо в командный пункт. Пробоина от не¸ видна на палубе батареи у самого борта внизу. Сам снимок сделан немецким разведчиком через несколько дней после бомб¸жки, когда оставшийся в живых личный состав сош¸л на берег и влился в морскую пехоту защищавшую Севастополь. Через две недели Севастополь пал..."

      Крылов Н.И. "Не померкнет никогда":
      "Для усиления противовоздушной обороны аэродрома флотское командование поставило в соседней с ним Казачьей бухте плавучую зенитную батарею N 3, известную у севастопольцев под неофициальным названием "Не тронь меня". Как пристало оно к ней, уж не знаю, но всплыло это название из далекого прошлого, из морской старины: так именовался когда-то еще парусный корабль, а позже -- броненосец.
      Третий номер плавбатареи не означал, что существовали первая и вторая. Она была единственной и даже уникальной. Как рассказывали моряки, еще в начале войны, когда обнаружилось, что Севастополь недостаточно защищен от воздушных налетов со стороны моря, у капитана 1 ранга Г. А. Бутакова, служившего в штабе флота, возникла идея превратить в автономную батарею и морской дозорный пост линкоровский отсек, который использовался раньше для испытаний торпед.
      Стальная "коробка" имела палубу площадью до шестисот квадратных метров. На ней установили орудия разных калибров, вплоть до корабельных 130-миллиметровых -- на случай атак с моря, пулеметы, прожекторы, средства наблюдения. Под палубой, в трюмах, -- боевые погреба, собственная электростанция, кубрики личного состава.
      Когда наша армия прибыла в Севастополь, плавбатарея уже стояла на якорях на внешнем рейде с экипажем в полтораста человек, занимая немаловажное место в системе ПВО базы и города. С тех пор она сбила больше двух десятков самолетов и помешала многим другим минировать фарватеры, скрытно приближаться к бухтам.
      Между (прочим, "крестный отец" необычной батареи, вложивший в ее оборудование много труда и изобрететельности, [535] --Т. А. Бутаков приходился (моряки часто об этом вспоминали) внуком известному русскому адмиралу прошлого века Г. И. Бутакову. В первую Севастопольскую оборону его дед, тогда еще капитан 2 ранга, служил под началом Нахимова, командуя отличившимся и вошедшим в историю пароходофрегатом "Владимир".
      Лично познакомиться с капитаном 1 ранга Бутаковым мне не пришлось. Задолго до описываемых дней его перевели на Кавказ. А командиром плавбатареи "Не тронь меня" был с ее создания корабельный артиллерист капитан-лейтенант С. Я. Мошенский. Он погиб на своем посту, управляя огнем, в самом конце обороны, когда гитлеровцы вновь и вновь предпринимали массированные налеты на мешавшую им батарею, но уничтожить, потопить ее так и не смогли.
      В Казачьей бухте плавбатарея Мошенского оказалась чрезвычайно полезной. По словам летчиков, она отучила немцев приближаться к Херсонесскому аэродрому и на малой, и на средней высоте."

      Данные по сбитым самолетам противника плавбатареей N3.
      По разным данным она сбила от 22 до 28 самол¸тов люфтваффе. Но при работе в архиве, подтвержд¸нными засчитывались только те, по которым было найдено минимум три документа. А именно:
      - Рапорт командира плавбатареи капитана-лейтенанта Мошенского о провед¸нном бое с указанием времени и места падения самол¸та.
      - Подтверждение от постов ВНОС, или рапорты или доклады из частей, бывших свидетелями сбития.
      - Рапорт оперативного дежурного по ОВРу с указанием модели, времени и места сбития самол¸та.
      При этом в течении почти 7 месяцев сам капитан-лейтенант Мошенский с плавбатареи не сходил. Единственный раз был вызван к командующему обороной - ему был вруч¸н орден Красного Знамени. В этот же день вернулся на батарею. Все рапорты отправлялись на берег на шлюпке с матросом-посыльным.
      Итак с ноября 1941 года по 19 июня 1943 было сбито:
      - 29 ноября 1941 год расч¸том ЗА-37мм. сбит Ме-109. Падение на сушу в районе аэродрома Херсонес.
      - 17 декабря 1941 года в ходе нал¸та на АЭР Херсонес расч¸том ЗА-37 мм. сбит Ю-88, падение в Камышовой бухте в 500 м. от батареи.
      - 22 декабря 1941г. в ходе нал¸та на АЭР Херсонес расч¸том За-37 сбит Ю-88. Падение в районе аэродрома.
      - 23 декабря 1941г. в ходе нал¸та на АЭР Херсонес расч¸том 76 мм орудий сбит Ю-88. Падение у берега на трраверзе аэродрома.
      - 17 января 1942г. в ходе нал¸та на АЭР Херсонес в 10ч.24м расч¸том ЗА-37 сбит Ю-88. Падение в расположении 35 батареи.
      - 17 января 1942г. в ходе нал¸та на АЭР Херсонес 13ч.21м. - 13ч. 31м. были подбиты и ушли в сторону Качи 2 Хе-111
      - 14 апреля 1942г. в ходе 2-го нал¸та на АЭР Херсонес расч¸том За-37ммм. сбит Ю-88. Падение в расположении 92 ЗАД.
      - 27 мая 1942г. в ходе нал¸та на АЭР Херсонес сбит расч¸тами ЗА-37 мм. 1 Ме-109. Падение на мысе Херсонес у аэродрома,
      - 27 мая 1942г. в ходе нал¸та на АЭР Херсонес сбит расч¸тами ЗА-37 мм. 1 Ме-109 падение в море у мыса Фиолент.
      - 27 мая 1942 в ходе 2-го нал¸та на АЭР Херсонес сбит рассч¸том 76 мм ЗО Do-215. Упал в море по пеленгу 220, удаление 8 кабельтов.
      - 9 июня 1942г. 3 нал¸та на АЭР Херсонес. Расч¸тами ЗА-37мм. при тр¸х нал¸тах на аэродром Херсонес сбито 3 Ю-88. падения: 1-береговая черта, 1- море, 1 мыс Фиолент.
      - 12 июня 1942г. Расч¸том ЗА-37 сбит Ме-109. Падение на край аэродрома Херсонес (гнался за нашим подбитым истребителем. Л¸тчик его выжил и после войны в своих мемуарах этот момент описал)
      - 13 июня 1942г. 2 нал¸та на аэродром Херсонес. В 16ч.50 мин. расч¸том 76мм ЗО сбит Ю-88. Взорвался в воздухе.
      -14 июня 1942г. 3 нал¸та на аэродром Херсонес. Расч¸тами ЗА-37 и 76мм.ЗО сбито 3 Ю-87. Один падение в районе аэродрома Херсонес. Один падение в море, один рядом с маяком на Херсонесе. Ещ¸ 2 Ю-87 были повреждены и ушли в сторону Качи.
      - 19 июня 1942г. в ходе нал¸та на АЭР Херсонес расч¸том 37мм. ЗА сбит Ю-88. Падение в море в 10 кб от ПлБтр.
      Итого при работах в архивах найдены оперативные подтверждения по 18 сбитым самол¸там. Есть ещ¸ как минимум шесть единичных документов с подтверждениями сбития самол¸тов (доклад дежурного по ОВРу, доклады командира 92 ЗАД и командира ИАП), но по ним не найдены рапорта Мошенского (хотя часть их не сохранилась вообще) или нет второго подтверждения.

      Как видим все очень просто и очевидно - внизу, на поверхности моря - железный ящик с пушками и людьми, вверху - самолеты с бомбами и людьми. Людям внизу нужны снаряды, а тем, кто наверху - нужны памперсы.
      Так было оно или нет - Севастопольское вундерваффе? Конечно было! Это - люди:

      "Заключительные бои на Херсонесском полуострове длились еще до 4 июля. 72 дивизия захватила бронированный ДОС "Максим Горький II", который защищался гарнизоном в несколько тысяч человек. Другие дивизии все более теснили противника на самый конец полуострова. Противник предпринимал неоднократные попытки прорваться в ночное время на восток в надежде соединиться с партизанами в горах Яйлы. Плотной массой, ведя отдельных солдат под руки, чтобы никто не мог отстать, бросались они на наши линии. Нередко впереди всех находились женщины и девушки-комсомолки, которые, тоже с оружием в руках, воодушевляли бойцов. Само собой разумеется, что потери при таких попытках прорваться были чрезвычайно высоки."
      Э. Манштейн. "Утерянные победы"

      Одним из служивших и погибших на данной батарее был Здоровцов (Здороцев) Семен Трофимович, призывался из Геническа, погиб в день гибели батареи в июне 1942г, его орудие стояло возле пролома от бомбы. В тот день погибло 29 человек, в том числе и командир. (Ирина Здоровцова, zdorovuy2006@mail.ru Семья моего мужа ищет место захоронения его деда.)

      Литература:
      -- Вольфган Дирих "Бомбардировочная эскадра "Эдельвейс". История немецкого военно-воздушного соединения", перевод М.В.Зефирова, М., ЗАО Центрполиграф, 2005, ISBN 5-9524-1996-8.
      -- А.Смирнов"Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне", ISBN 5-9713-0560-3.
      -- http://community.livejournal.com/pobeda_ru/25341.html
      -- http://sovnavy-ww2.by.ru/batteries/typ_faa.htm#zb3
      -- http://forum.sudden-strike.ru/showthread.php?t=6374
      -- http://forum.sudden-strike.ru/attach...9&d=1112078712
      -- http://shurigin.livejournal.com/20236.html
      -- http://militera.lib.ru/memo/russian/krylov1/18.html
      -- http://talks.guns.ru/forummessage/36/167217-2.html
      -- http://militera.lib.ru/memo/german/manstein/index.html


      thorn

      Средновековните църкви в България

      Comment

      Working...
      X