Съобщение

Collapse
No announcement yet.

Народите от ностратическото езиково семейство през неолита и бронзовата епоха

Collapse
X
 
  • Filter
  • Време
  • Show
new posts

    Народите от ностратическото езиково семейство през неолита и бронзовата епоха

    Ако мястото на тази тема не е тук моля модераторите да я преместят където преценят.
    Реших да представя изследването на на Валентин Стецюк
    Народы ностратической языковой макросемьи в неолите и бронзовом веке
    Въпреки,че не съм лингвист се зачетох и ще ми бъде интересно мнението на специалисти и на всеки,който се заинтересува.

    Представената работа е резултат от тридесетгодишни изследвания на взаимовръзките между десетки езици от различни езикови семейства с помощта на разработения от автора математически метод наречен графоаналитически.В основата на предложените статии стоят материали от три работи на автора публикувани 1998 – 2002 г.на украински език в Киев и Лвов.
    Накратко:Може да се предположи,че един първичен праезик е ностратическият.Той се разчленява на шест отделни езика,от които в последствие се развиват индоевропейски,уралски,семито-хамитски,дравидски,картвелски и тюркски езици.Може да се определи ареала на тяхното формиране -в Мала Азия,Закавказието и около три езера:Ван,Севан и Урмия/Резайе/.В центъра на тази територия се намира библейската планина Арарат.
    В началото на 5-то хил.пр.хр. голяма част от носителите на ностратическите езици започва разселение на нови територии.На старата прародина остават картвелите/предци на съвр. грузинци/ и др.етноси.Семито-хамити и дравиди отиват на юг,а носителите на индоевропейските,уралски и тюркски езици в този ред се предвижват през Дербенския проход и постепенно се разселват на Източно-Европейската равнина.Индоевропейците се разселват в басейна на среден и горен Днепър,неговите притоци и тук се сформират отделните индоевропейски езици - гръцки,италянски,германски,славянски,балтски,тохар ски,келтски,илирийски,хето-лувийски,тракийски,фригийски,арменски,ирански и индийски.Носителите на уралски езици се разселват в басейна на р.Волга.На десния бряг се формират фино-угорските езици.Древните тюрки заселват териториите между долен Днепър и Дон и пратюркския език преминава процес на диференциация линк

    Откъси от:
    Глава VI. Первоначальное заселение Восточной Европы
    Теперь мы видим, что родственные абхазо-адыгские и нахско-дагестанские языки проходили процесс членения на достаточно большом расстоянии друг от друга, т. е. на этих территориях они проживают исторически длительное время. Очевидно, в глубокой древности две группы носителей общего северокавказского языка (назовем его так) расселились с общей прародины по разным направлениям, а именно- предки абхазо-адыгцев мигрировали в направлении к Черному морю севернее поселений картвелов, а предки вейнахов и дагестанцев поселились в горной стране Дагестана. Можно предполагать, что их прародина находилась в тесном соседстве с территорией носителей ностратических языков в бассейне Средней Куры. И снова возникает вопрос: Почему предки вейнахов и дагестанцев остались в горах, а не поселились на равнине по берегам Терека, Кумы, Кубани? Очевидно, по той же причине в этих местах не поселились в процессе своей миграции индоевропейцы, тюрки и финно-угры – территория уже была занята каким-то многочисленным этносом. Поскольку имеются доказательства того, что сино-тибетские языки имеют достаточно много общих признаков с северокавказскими языками, можно предполагать, что в Предкавказье в непосредственной близости к носителям нахско-дагестанских языков проживал какой-то неизвестный этнос, пользовавшийся языком, близким к нахско-дагестанским диалектам и впоследствии мигрировавший на восток и со временем оказавшийся на территории современного Китая. Само собой разумеется, что это были люди европеоидного облика. Однако после переселения они ассимилировались среди многочисленного местного населения монголоидной расы, но их язык оказал большое влияние на менее развитый язык автохтонов. Известно, что в Предкавказье и на Северном Кавказе во второй половине 3-го тыс. до Р.Х. была распространена культура раннебронзового века, названная майкопской. От названия этой культуры примем условное название «майкопцы» для обозначения населения, проживавшего в Предкавказье и говорившего на одном из северокавказских языков, а впоследствии, мигрировавшего в Центральную Азию.




    Глава VII. Расселение индоевропейцев, тюрков и финно-угров в Восточной Европе.

    Демографическая экспансия земледельческих общин из Анатолии и Закавказья на территорию Восточной Европы могла быть обусловлена относительным перенаселением на их первичных местах обитания, точнее достижением уровня, так называемой, “максимальной хозяйственной функции”, которая ставит границу росту населения на определенной территории, происходящим не только природным путем, но и за счет втягивания в земледельческую общину мелких соседних коллективов (Арутюнов С.А., 1982, 72).
    ……………………………………….
    Перед началом работы с тюркскими языками возникли определенные трудности, а именно – проблема определения круга самодостаточных объектов исследования. Как известно, тюркских языков довольно много; включая мертвые, их можно насчитать больше тридцати. Некоторые из них настолько похожи между собой, что оправданным может быть предположение об их общем происхождении из одного языка порядка более высокого, чем пратюркский. На другую трудность указывал сэр Джерард Клоусон:
    "… в условиях степной жизни этническая конституция отдельной орды или конфедеоации с течением времени может совершенно меняться, если даже ее названием остается тем же" (Clauson Gerard, 2002, 6).
    Таким образом, под одим и тем же именем в истории могли быть зафиксированы народы степей, говорящие на разнных языках. Если в византийских источниках даже венгров называли тюрками, то, скажем, кипчаками могли называть не только половцев, но отдельные племена огузов, туркмен, а татарами называли чуть ли не все тюркские народы, не вдаваясь тонкости их языков. Однако тюркские языки настолько консервативны, что сохраняют свои характерные черты гораздо более длительное время, чем время существования политеческих образований.
    ………………………………………..
    Ареалы формирования отдельных первичных тюркских языков лежат главным образом в междуречьях теперь небольших, но когда-то полноводных рек. Ареал булгарского праязыка ограничен нижним течением Днепра, побережьем Азовского и Черного морей, а на востоке – реками Молочной и Конкой. Далее на восток вдоль побережья Азовского моря до реки Миус расположен ареал татарского праязыка, а за Миусом до Северского Донца тянется ареал алтайского. Севернее первых двух ареалов на небольшой территории междуречья Конки и Волчьей начал формироваться туркменский язык, а в ареале от Донца и Торца до Волчьей по обоим берегам Верхней Самары и Орели – кипчакский. Еще севернее, между Ворсклой, Орелью и Донцом лежит ареал формирования сельджукского языка (современные турецкий и азербайджанский). За Ворсклой до Сулы или до Псла должен быть ареал огузского языка. К этому вопросу мы еще вернемся. В междуречье Северского Донца и Оскола начал формироваться язык древних карлуков (современный узбекский), а ниже по Донцу до Айдара - ногайский. Между Айдаром и Калитвой были поселения предков современных киргизов, а далее до Дона – предков современных тувинцев и карагасов. В излучине Дона до реки Чир начала формироваться якутский, а в небольшом ареале между Тихой Сосной и Черной Калитвой - хакасский.
    Нартиада

    #2
    Къде се намира тази книга?
    „Der Vorteil der Klugheit besteht darin, dass man sich dumm stellen kann. Das Gegenteil ist schon schwieriger.“

    Kurt Tucholsky

    Comment


      #3
      Откъси

      Глава VIII. Языковые контакты между индоевропейцами, тюрками и финно-уграми в Восточной Европе
      Количество индоевропейско-тюркских соответсвий в армянском, греческом, германском, балтийском, индийском и иранском языках приблизительно одинаково и лежит в пределах двух десятков слов. Тюркские слова в славянских языках - позднейшего происхождения (Menges Karl H., 1990, 117). Есть в армянском языке также около двух десятков изолированных соответствий тюркским корней, но большинство из этих слов могло быть позаимствованным уже в исторические времена из турецкого или азербайджанского языков, однако среди них есть несколько, которым своим звуковым составом свидетельствуют о очень давнем заимствовании. В Первую очередь это арм. antar "лес", которому точно отвечает гаг. andyz "роща, кустарник". Вопрос о взаимных переходах r и s, z в тюркских языках, известный как феномен ротацизма-зетацизма, очень сложен, мы рассмотрим его позднее, но эти явления происходили еще в доисторическое время
      .......
      Вышеприведенные примеры хорошо вписываются в рамки древних, до сих пор необъясненных армяно-тюркских связей, о которых, для примера, говорит, ссылаясь на наблюдение Бодуэна де Куртенэ, Бирнбаум:
      "Армянский язык причисляется к арио-европейской отрасли языков, и, действительно, многими своими сторонами он к ней принадлежит, но вместе с тем по некоторым частностям его сторон и вообще по некоторым основным особенностям его необходимо поставить рядом с языками, если не с тюркско-татарскими или урало-алтайскими, то, по крайней, мере с языками, очень близкими к этим последним. Так, например, в склонении отражение в армянском языке мира внешнего, физического, пространственного происходит большей частью на татарский лад (падежи Locativus, Ablativus, Instrumentalis), отражения же отношений общественных является продолжением форм арио-европейских (Genetivus, Dativus, Accusativus)" (Бирнбаум Х., 1993, 13).

      Глава XII. Первое ”Великое переселение народов”.
      Под натиском кочевых племен тюрков, которые начали переходить Днепр в середине III тыс. до н.э., хетто-лувийские народы вынуждены были двигаться в поиске сельскохозяйственных угодий на Балканы. Данные о пребывании хеттов на Балканах имеются (Конрад Н.И., 1976, 13). Вместе с хеттами могли двигаться и какие-то группы тюрков, или хетты уже освоили коневодство, поскольку на это время зафиксировано появление коней на Балканах. Как указывает Кузьмина, III тыс. до н.э. отмечается постепенное проникновение ямных племен со степной зоны в область древнеземледельческих культур – в Молдове, Румынии, Венгрии (Кузьмина Е. Е., 1986, 186). Поскольку эти земли были уже густо заселены такими же хлеборобами, как и трипольцы, группы кочевников продолжали свое движение на юг, пока не достигли берегов Эгейского и Мраморного морей. Это произошло приблизительно в 2500 – 2400 гг. до н.э., когда началась ранняя элладская эпоха, которую, обычно связывают с приходом греков, хотя это на самом деле были хетто-лувийцы. Несколько позднее хетто-лувийцы на лодках достигли Малой Азии, и с тех пор стали известны в истории как первые индоевропейцы. Это произошло в XXIII в. до н.э., поскольку есть указания на то, что хетты подняли восстание против правителя Аккада Нарамсина, время царствования которого продолжалось с 2236 до 2200 гг.до н.э. (Сафронов В. А., 1989, 23).Преодоление Дарданеллов и Босфора лодками требовало бы от них определенной сноровки в мореплавании и надежных плавучих средств. Морской опыт хетто-лувийцы могли получить уже в процессе движения на суднах сначала по Днепру и Днестру, а далее вдоль западных берегов Черного моря. Таким образом, какие-то их группы должны были постоянно двигаться водным путем и стать настоящими мореплавателями. К тому времени днепровские пороги были покрыты водой и не мешали плаванию на лодках, так как и Геродот ничего о пороги не сообщает (факт большей полноводности рек Европы в древние времена не отрицается географами). Все это движение хетто-лувийцев на юг мог занять несколько десятков лет, а когда в общий процесс переселения индоевропейцев включились и древние греки, фригийцы, армяне, то непрерывное движение через Балканы растянулось на несколько веков. Согласно греческим легендам, фригийцы продвинулись в Малую Азию через Балканы. (Hoffmann O., Scherer A.1969., 14).
      ...
      Порядок движения индоевропейцы на Балканы и далее в Малую Азию был следующий: хетты, греки, фригийцы и армяне. Как уже указывалось, вторая волна индоевропейской экспансии шла сушей в направлении на юго-запад к берегам Адриатики. В ее составе были италики и иллирийцы. На рубеже бронзового века и начала железного века происходят большие изменения в составе населения Задунавья и Альф¸льда (Шушарин В.П., 1971, 15). Есть основания связывать эти изменения приходом сюда италиков и иллирийцев. Последние в своем движении на Балканы останавлявались в Саксонии, Моравии, Богемии, где их следы можно найти в топонимике (Pokorny J., 1968, 193), потом поселились на северо-западе Балканского полуострова, а позднее заняли Эпир и, возможно, более обширные территории Греции (Hoffmann O., Scherer A.1969., 10). Тохарцы же еще какое-то время должны были оставаться на своей прародине, о чем свидетельствуют некоторые лингвистические данные. Индоарии двигались в направлении Средней Азии, перейдя Волгу и Урал. Кажется, у них не было каких-либо продолжительных поселений на территории Восточной Европы, поскольку лингвистических свидетельств этому нет. Кроме того, по мнению Зографа, членение индоарийских языков на две ветви произошло уже за пределами Европы, хотя, очевидно, и за пределами Индии (Зограф Г. А., 1982, 112). Такое членение могло произойди где-то при первой продолжительной остановке индоариев, возможно в Средней Азии. Лингвистический анализ показывает, что создание Ригведы произошло не позднее II тыс до Р.Х., следовательно, движение индоарев из Средней Азии или Северного Ирана произошло ранее этого времени (Лал Б.Б., 1978, 47).
      ....
      В поисках новых пастбищ основная масса тюрок перешла Дон, а далее их часть продвинулась в Предкавказье, вытесняя оттуда племена майкопцев в закаспийские степи, в то время как другие племена вслед за майкопцами перешли Волгу и мигрировали далее на восток.
      С конца III-го до Р.Х. в Монголии явственно прослеживаются две большие этнические общности. Одну из них представляли монглоиды, другую – европеоиды (Новгородова Э.А.,1981, 214), с которыми можно связывать майкопские племена, которые двигались впереди тюрок в направлении Алтая, где они стали творцами афанасьевской культуры бронзового века. Специалисты связывают ее создание с волной позднеямного-катакомбного населения, прошедшей от Приуралья далеко на восток (Кузьмина Е.Е., 1986, 186). Эта культура существовала cо средины III-го и до начала II тыс. до Р.Х. на большом пространстве, включавшем, кроме Алтая, также Монголию и Синьцзян. Можно предполагать, что часть майкопцев через Джунгарские ворота вошла на территорию Синьцзяна, где встретилась с людьми монголоидного типа, стоявшими на более низкой ступени культурного развития. Пришельцы принесли с собой племенную организацию, технологию бронзы, навыки скотоводства и земледелия. Очевидно, приход майкопцев на территорию Китая послужил серьезным толчком к созданию государства Шан в 18-м ст. до Р.Х. Смешавшись с автохтонами и приняв монголоидные черты, майкопцы усвоили также и язык многочисленного местного населения, оказав на него, однако, большое влияние. Следы этого влияния языка майкопцев теперь видны в сино-тибетских языках и это влияние было настолько существенным, что дает основание говорить о генетическом родстве северкавказских языков с сино-тибетскими.
      Тюркские племена, перешедшие Волгу вслед за майкопцами, стали расселяться по территории современного Казахстана и постепенно двигались на юг и юго-восток.
      Нартиада

      Comment


        #4
        Баба Яга написа Виж мнение
        Къде се намира тази книга?
        Аз лично я чета от тук
        Нартиада

        Comment


          #5
          Пандора написа Виж мнение
          Аз лично я чета от тук
          http://alterling2.narod.ru/Rus/indin.html
          Да, и аз това намерих, но не бях сигурна, че е пълният текст.
          „Der Vorteil der Klugheit besteht darin, dass man sich dumm stellen kann. Das Gegenteil ist schon schwieriger.“

          Kurt Tucholsky

          Comment


            #6
            Баба Яга написа Виж мнение
            Да, и аз това намерих, но не бях сигурна, че е пълният текст.
            И аз не мога да кажа каква част от изследванията са публикувани там.Но виждам,че са прибавяни нови статии.Предполагам ,че сайта се обновява.
            Нартиада

            Comment


              #7
              Пандора написа Виж мнение
              И аз не мога да кажа каква част от изследванията са публикувани там.Но виждам,че са прибавяни нови статии.Предполагам ,че сайта се обновява.
              Ако е книга, би трябвало да я има и на хартия. Затова се чудех, но не намирам такава книга никъде. Може би е само онлайн публикация? Имам приятели и колеги в Украйна, които биха могли да ми закупят и донесат книгата, затова питам.
              „Der Vorteil der Klugheit besteht darin, dass man sich dumm stellen kann. Das Gegenteil ist schon schwieriger.“

              Kurt Tucholsky

              Comment


                #8
                Баба Яга написа Виж мнение
                Ако е книга, би трябвало да я има и на хартия. Затова се чудех, но не намирам такава книга никъде. Може би е само онлайн публикация? Имам приятели и колеги в Украйна, които биха могли да ми закупят и донесат книгата, затова питам.
                Открих заглавните корици на три книги - така изглеждат

                Нартиада

                Comment

                Working...
                X