Колеги съфорумници, да занете повече за двата десанта - на 09.09.1944г. от съвестките войски във Варна - 3700 души и в Бургас 1000 души, които според съвтската военна мисъл били "проведени блестящо" при отсъствие на съпротива?
Съобщение
Collapse
No announcement yet.
Съветските десанти във Варна и Бургас
Collapse
X
-
Къде точно попадна на тая "блестяща мисъл"?
В "Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне" от Ачкасов Василий Иванович, Павлович Николай Брониславович в главата "Морски десанти" не се и споменава, че КЧФ е десантирал в Бургас и Варна. Във "Военно-морской флот СССР в Отечественной войне" от Исаков Иван Степанович при описанието на бойните действия на Черно море свършва с превземането на Севастопол. А ето какво пише Кузнецов във "Курсом к победе" в главата "На Дунае":
...Даже после выхода Румынии из гитлеровского блока реакционное правительство Болгарии все еще продолжало проводить прогерманскую политику, под маской нейтралитета оказывать помощь фашистам. Это заставило Советское правительство 5 сентября объявить Болгарии войну.
В соответствии с указаниями Ставки 3-й Украинский фронт готовился к вступлению на территорию Болгарии. Для содействия ему Черноморский флот выделил авиационные части, корабли Дунайской флотилии, торпедные катера, подводные лодки и части морской пехоты. По плану, утвержденному Военным советом флота 2 сентября 1944 года, черноморцы должны были с помощью подводных лодок, торпедных катеров и авиации блокировать немецкие корабли в Варне и Бургасе, огнем корабельной артиллерии содействовать продвижению приморского фланга войск, высадкой десантов захватить порты Варна и Бургас.
Освобождению Болгарии Ставка придавала большое значение. В штаб командующего 3-м Украинским фронтом вылетел маршал Г. К. Жуков. Мне было приказано лететь вместе с ним. В самолете Георгий Константинович сказал мне, что перед вылетом он разговаривал с Георгием Димитровым, тот его заверил: "Войны наверняка не будет, болгары встретят советские войска не огнем артиллерии и пулеметов, а хлебом и солью по нашему старому славянскому обычаю". [442] Димитров сказал, что болгарские коммунисты развернули большую работу в частях болгарской армии, а партизаны готовятся к выступлению.
30 августа мы с маршалом Г. К. Жуковым прибыли в штаб фронта, расположенный в Фетешти, недалеко от Чернаводского моста. Там же был и маршал С. К. Тимошенко, осуществлявший координацию действий 2-го и 3-го Украинских фронтов.
Улучив время, я осмотрел Чернаводский мост. Недавно авиация Черноморского флота совершила по нему несколько налетов, чтобы прервать сообщение через реку, когда здесь еще был противник. Я поручил находившемуся при штабе фронта контр-адмиралу С. Ф. Белоусову выяснить результаты бомбежек. Полученные им сведения были разноречивы: одни утверждали, что мост был поврежден и сообщение недели на две было по нему прекращено, другие (тоже очевидцы) убеждали, что налеты были действительно сильными и несколько бомб даже попали в мост, но движение по нему не прекращалось.
Сейчас по мосту шли наши войска. Больших разрушений я не обнаружил. Скорее всего, наши налеты не причинили мосту серьезного вреда. Жизнь показала, что бомбежка с воздуха таких целей, как мост или одиночный корабль, даже стоящий на якоре, дело сложное. Почти бесполезно бомбить с горизонтального полета и с большой высоты. Требуется массированный налет и бомбежка с пикирования, тогда еще можно рассчитывать, что несколько бомб попадут в цель.
Разговор с Ф. И. Толбухиным был деловым и конкретным. Командующий фронтом ознакомил меня с обстановкой и наметками будущих действий войск фронта. Я в свою очередь рассказал, чем может помочь ему Черноморский флот. Договорились с Толбухиным, что я буду информировать его о подготовке флота через своего представителя при штабе фронта контр-адмирала С. Ф. Белоусова, а он обещал своевременно известить меня о времени выступления, когда будет получено решение Ставки. Г. К. Жуков оставался в Фетешти, а я выехал в Констанцу, где находилась оперативная группа штаба Черноморского флота. Хотя серьезного сопротивления в Болгарии не ожидалось, было решено подготовить небольшие десанты в порты Варна и Бургас. Черноморский флот полностью господствовал на море, а его авиация — в воздухе. [443]
Я остался в Констанце, ожидая сигнала из штаба фронта, 7 сентября связался по телефону с маршалом Г. К. Жуковым. Но он все еще не знал точной даты выступления. Только утром 8 сентября из штаба фронта сообщили: "Начинаем!"
Командование флота предложило, не ожидая прибытия в Бургас и Варну наших кораблей, перебросить в эти порты небольшие десантные партии на самолетах типа "Каталина". Был некоторый риск, но я согласился и не без волнения ожидал первых донесений.
Все произошло так, как предсказывал Георгий Димитров. Моряков встретили хлебом и солью.
Почти одновременно с выступлением наших войск — 9 сентября — произошло восстание в столице Болгарии Софии. Возглавила его Болгарская рабочая партия.
Реакционное правительство было свергнуто. Вновь образованное правительство во главе с К. Георгиевым объявило войну фашистской Германии.
В соответствии с директивой Ставки боевые действия советских войск против Болгарии с 22 часов 00 минут 9 сентября были прекращены.
Когда мы снова встретились с Ф. И. Толбухиным, он пошутил:
— Вот как теперь стало: готовились, готовились, а воевать не пришлось.
— Почаще бы так,— ответил я.
С Федором Ивановичем Толбухиным и его войсками нашим морякам доводилось часто взаимодействовать. И никогда не возникало никаких шероховатостей.
Разгром Советскими Вооруженными Силами группировки противника на южном крыле советско-германского фронта в августе — сентябре 1944 года имел важнейшее политическое и стратегическое значение. В результате этого удара была освобождена Молдавия, выведены из гитлеровского блока Румыния и Болгария, объявившие войну Германии. Победа Советских Вооруженных Сил в этих странах дала возможность их народам установить у себя народно-демократический строй. А фашистская Германия лишилась возможности использовать в дальнейшем экономический и военный потенциал двух этих государств.
Действия соединений и частей флота в период освобождения Румынии и Болгарии получили высокую оценку Верховного Главнокомандования. Им были присвоены наименования Сулинские, Варненские, [444] Бургасские — по названиям тех портов, которые они освобождали.
По существу, с 9 сентября военные действия на Черном море были окончены. Черноморцы переключились на траление, восстановление освобожденных баз, обеспечение народнохозяйственных перевозок и организацию судоподъемных работ.
Така, че дори самите руснаци отчитат, "че имало известен риск". По-интересни са басните в новата руска литература за съветски бомбардировки на Варна през август 1944 г. и "десантите" пак там.Пишут нам много.... Погубит нас всеобщая грамотность.
Неизвестен руски адмирал
-
Нищо не съм казал за фактологията - споделих как изпълнителите са оценили действията си. За тях не е било нито "блестящо", нито натоварващо. Рутинно транспортиране.
След 60 г. Доценко може да напише каквото му скимне.Пишут нам много.... Погубит нас всеобщая грамотность.
Неизвестен руски адмирал
Comment
-
Аз знам за Альошата, но това го знае цял Бургас, там са най-голямото число руски освободители - загинали, общо седем души. Днес площад Тройката заедно с Баба Гинка се казва Альоша. Та хората се почерпили с газ за горене и в резултат отравяне ли, преплитане на червата ли, получили, историята мълчи. Може би един ден ще имаме славният историк на тези забележителни събития, но явно в академичните трудове за сега документи по въпроса няма.
Comment
-
Е, старите софианци си спомнят, че 1944 г. на спирка "Стрелбището" в София е свален от трамвая и разстрелян на място от съветски патрул войник от Червената армия защото ощипал по задника някаква лелка. Ей това трябва да се изследва ....
А по въпроса за съветските десанти мисля Доценко ги е споменал в контекста на цялосния опит за подем на духа на руската армия. Още повече, че сега България далеч не е братска. А и "обективното" изследване на Доценко често води до много странни, но удобни за дадения момент изводи.Last edited by Odzava; 05-01-2007, 12:46.Пишут нам много.... Погубит нас всеобщая грамотность.
Неизвестен руски адмирал
Comment
Comment