Съобщение

Collapse
No announcement yet.

Системи за управление на огъня през ВСВ

Collapse
X
 
  • Filter
  • Време
  • Show
new posts

    Системи за управление на огъня през ВСВ

    Тази тема посвещавам на системите на управление на огъня в различните флотове през ВСВ.Колкото по ефективна е една система, толкова по-ефективен корабът - по-често и по-точно улучва, а оттам и е по-опасен.
    Американска:
    This is the home page of Gene Slover's US Navy Pages with over 11,000 pages of information from oldest to newest


    Немска система:
    Для управления стрельбой по надвод­ным целям эти корабли получили комплекс приборов образца 1935 года, которым так­же оснащались линкоры типа «Бисмарк» и тяжелые крейсера типа «Хиппер». Этот комплекс управлял стрельбой орудий как главного (283-мм), так и противоминного (150-мм) калибра. В его состав входили три директора (КДП) во вращающихся ба­шенках на носовой надстройке, сразу за грот-мачтой и на боевой рубке обору­дованных 10,5-метровыми или 6-метро­вым (на боевой рубке) стереодальномерами, три башенных дальномера с базой 10,5 м (из башни «Антон» дальномер в 1941 году убрали, а отверстия закрыли бронеплитами, поскольку его линзы посто­янно заливались водой и брызгами), но­совая (в XIV-м) и кормовая (в Vl-м отсеке) передаточные станции с вычислительны­ми приборами (компьютерами) для обоих калибров каждая. Непосредственно посты управления артогнем располагались в башенках директоров. Они снабжались телескопами для артиллерийского офице­ра, а также горизонтального и вертикаль­ного наводчиков. Башенки директоров были стабилизированы в двух плоскостях с помощью гироскопов (центрального от­носительно курса корабля и локальных по горизонту). Телескопы стабилизировались при помощи следящих систем с выходны­ми электромоторами, возникающие рассогласования компенсировались верти­кальными и горизонтальными наводчика­ми. Геометрические компьютеры в каче­стве входных величин получали пеленг на цель, курс своего корабля (оба в горизон­тальной плоскости), его скорость и даль­ность до цели. Выходными величинами яв­лялись скорость цели, ее наклон относи­тельно оси прицела, курс и дальность как среднее от показаний главных и башен­ных дальномеров или по данным радара. Баллистический компьютер получал зна­чение скоростей изменения дистанции и пеленга и, учитывая погоду, начальную скорость снаряда, его вращение, влаж­ность воздуха и ветер, выдавал полные углы ВН и ГН (ПУВН и ПУГН). Каждый блок вычислительных приборов имел два сфе­рических угловых конвертора, позволяв­ших учитывать бортовую и килевую качку. Система управления артогнем ГК позво­ляла использовать от одной до всех трех башен по одной цели или обстреливать одновременно две. Силовое дистанцион­ное управление имели только приводы ВН, а моторы ГН управлялись вручную по принципу «слежение за указателем». Тот же принцип использовался и в приводах ВН, если дистанционное управление от­ключалось. Если перемещения корабля в пространстве оказывались слишком рез­кими для «отслеживания», использова­лось устройство компенсации временно­го интервала. В этом случае ВН и ГН про­изводились с произвольной скоростью, но при проходе нужного значения ПУВН или ПУГН цепь стрельбы автоматически вклю­чалась. Это устройство немцы применя­ли для ВН и ГН в 283-мм и 203-мм баш­нях; в 380-мм только для ГН. Выстрел из среднего орудия при залповой стрельбе производился с опережением в 10 20 миллисекунд, чтобы снаряды в полете не мешали друг другу и рассеивание было как можно меньше. Задержка стрельбы после включения контактов цепи была до­вольно большой: стандартный немецкий ударник с электромагнитным управлени­ем (соленоидным) срабатывал примерно через 150 миллисекунд.

    Огнем 105-мм зениток управляла сис­тема типа 1933 года: четыре директора с 4-метровыми дальномерами распола­гались в башенках сферической формы (SL-6 тип 33) по бокам носовой надстрой­ки и трубы. Трехосная стабилизация обеспечивалась гироскопами без серво­моторов. Директоры имели хорошую за­щиту, но весили свыше 40 т (только ро­торы гироскопов имели вес 260 кг). Зе­нитные автоматы «обслуживались» пе­реносными дальномерами с базой 1,25 м. Центральной системы управления огнем у них не было немцы считали более важным одновременно обстреливать как можно больше целей.

    Для освещения целей в ночное время корабли имели по пять 1,5-метровых про­жекторов: один на мостике носовой над­стройки, два на площадке вокруг дымовой трубы и два на платформе грот-мачты. Посты управления прожекторами находи­лись в носовой надстройке и в корме.

    японската СУО

    В комплекс управления огнем главного калибра типа 98ЛА входили четыре 15-метровых дальномера: один под башенкой главного директора (визира центральной наводки) на командно-дальномерном пос­ту и по одному на каждой башне, а также один 10-метровый дальномер на кормовом командно-дальномерном посту. Дальномер на башенке главного директора был стро­енным и в него входила одна стереоско­пическая система. Ни один из флотов мира не имел дальномеров с такой большой оп­тической базой. В каждой башне имелся также перископ. Отмечалось, что японская оптическая система управления огнем не намного уступала радиолокационной сис­теме союзников начала 40-х годов.

    В мае 1944 г. на «Ямато» и «Мусаси» установили одну радиолокационную станцию типа 21, две типа 13 и две типа 22. Антенна станции 1,5-метрового диапазона двойного назначения (поверхность воз­дух) возвышалась над водой на 32,5 м и имела дальность обнаружения цели по горизонту 50000 м. Точность по дальности составляла ±2 км, угловая точность ±5°. Кроме того, на каждом из кораблей на­ходилось по два прибора радиоэлектрон­ного противодействия. Японское радио­электронное оборудование значительно уступало аналогичному английскому и аме­риканскому и отставало от него, по оценке специалистов, на пять лет. Установили на линкорах и шумопеленгаторные станции, позволявшие обнаруживать вражеские подводные лодки при остановке корабля или при его движении малым ходом.


    Британската система за управление на огъня:

    Управление огнем главного калибра вполне со­ответствовало весьма высоким требованиям конца 30-х годов. Британская система центральной наводки, последовательно развивавшаяся в течение 30 лет, достигла на "Кинг Джордж V" очень хорошего уровня, в особенности аналоговые вычислительные устройст­ва. Во всех трех артиллерийских боях системы управ­ления огнем линкоров этого типа хорошо удерживали цель, добиваясь на дистанциях около 6-8 миль 5-7% попаданий.

    356-мм орудия могли управляться из трех основ­ных пунктов, двух главных и одного вспомогательного. Главными являлись два КДП, а вспомогательным - пункт, оборудованный в возвышенной башне "В", в которой устанавливался сдвоенный 9-метровый даль­номер. Основная башенка управления огнем ГК нахо­дилась в носу, а бронированный запасной пункт управления - в корме. В обоих директорах двух первых кораблей размещались 15-футовые (4,57-м) дально­меры, а на остальных трех линкорах в передних ди­ректорах устанавливались 22-футовые (6,7-м) дально­меры. Кроме того, в каждой башне имелись развитые средства автономного управления стрельбой. Они включали пост местного наведения (LDS - local director sight) состоящий из бинокулярного прицела и серво­привода, а также аналоговую ЭВМ, аналогичную уста­новленным в ЦАП, но несколько упрощенного устрой­ства. Пост располагался между левой парой орудий (в 4-орудийных башнях), а вычислительное устройство -в так называемой "камере тишины", звукоизолирован­ном помещении, располагавшемся в барбете под ле­вым внутренним орудием. Дистанцию определяли с помощью дальномеров, расположенных в задней час­ти башен. В четырехорудийных башнях "А" и "Y" раз­мещались 12,5-метровые дальномеры, в возвышенной башне "В" - сдвоенный 9-метровый. В общем местное управление огнем оценивалось весьма высоко, хотя в автономном режиме оно было лишено данных от ра­диолокационных станций. Впрочем, дистанция стрель­бы при местном управлении не превышала 6-8 миль ввиду относительно небольшого возвышения постов над уровнем воды.

    Бурно развивавшаяся в начале 40-х годов ра­диолокационная аппаратура немедленно занимала свое место на КДП "кингов", заменяя оптические ви­зиры и дальномеры в качестве основного средства определения исходных параметров для стрельбы. Эволюция РЛС в составе вооружения описана ниже. Однако даже при высокой насыщенности радиолока­ционными средствами английские артиллеристы даже в конце 1943 г. (в бою с "Шарнхорстом") предпочита­ли вести стрельбу при традиционных методах наблю­дения за целью и всплесками. Радиолокаторы исполь­зовались главным образом как средства обнаружения и сопровождения целей, а полностью стрельба по их данным велась только в условиях плохой видимости.

















    Яндекс.Маркет
    П.В.

    #2
    Ето и системите за управление на огъня на по-второстепенните държави:
    Франция:
    Система управления стрельбой. Дальномерное оборудование этих кораблей было тщательно проду­мано. Жесткость и размеры носовой башеннообразной надстройки позволили разместить в ее верхней части все приборы и персонал, необходимые для определения расстояния и кораблевождения, а ее бронирование обеспечивало защиту от осколков. В башенке директора ГК (КДП), расположенной на верху надстройки, стоял двойной 14-метровый дальномер. Ярусом выше также в башенке находился директор 152-мм орудий с 8-метровым дальномером, а на нем - башенка зенитного директора с 5-метровым даль­номером. Вторая башенка зенитного дальномера стояла на верху комплекса "мачто-труба", а запасной директор ГК располагался перед кормовой группой 152-мм башен. Последний директор имел мертвый угол в 90-градусном носовом секторе. Остальные же могли независимо поворачиваться на все 360°. Еще на носовой надстройке имелось два 3-метровых штурманских дальномера (на боевой рубке и нижнем ярусе мостика), а по бокам в башенках размещались два 4-метровых зенитных для 100-мм и 37-мм орудий. Башни ГК имели по двойному 14-метровому дально­меру, а 152-мм башни - по двойному 8-метровому.

    Наводкой и стрельбой 380-мм орудий можно было управлять как дистанционно из центрального поста, расположенного между броневыми палубами под боевой рубкой, так и из башен под локальным управ­лением. Аналогично, стрельбой 152-мм орудий по надводным и/или воздушным можно было дистанци­онно управлять из трех упомянутых постов (директоров) или непосредственно из башен. Вычис­лительные приборы в центральном артпосту позволя­ли одновременно обстреливать до трех целей одной или группами башен. При модернизации "Жана Бара", когда требовалось установить новейшие навигацион­ные и артиллерийские РЛС, расположение директо­ров и дальномеров существенно изменилось.

    Радарное оборудование. Первоначальным проек­том радиолокационное оборудование не предусмат­ривалась, но в течение 1942 года на уведенных в порты Западной Африки "Ришелье" и "Жане Баре" его установили. Первый получил излучатель Садир М.Е.140 и приемник М.Е.126 с экраном фирмы Компань де Компт¸рс. При помощи этой французской системы можно было обнаруживать самолеты с ди­станции 30 км. На "Жане Баре" установили радар Садир, работавший на 2-метровых волнах и способ­ный обнаруживать самолеты на дистанции от 50 до 70 км при их полете на высоте порядка 750 м и выше.

    При модернизации "Ришелье" в США и затем во время его службы в составе английского Флота Мет­рополии на него поставили более сложные и совер­шенные системы, часть которых линкор сохранил и после войны. Например, в 1951 году состав радиоло­кационных станций (РЛС) на "Ришелье" выглядел так: американская поисковая надводная РЛС типа SG-1 (дальность 25 миль), американская РЛС типа SF (дальность 15 миль), английская РЛС наблюдения за воздухом типа 281В (дальность 60-80 миль), французская РЛС УАО 380-мм орудий типа DRBC10A, две английских РЛС УАО 152-мм орудий типа 285Р, аме­риканская РЛС УАО типа SA2, установленная на вер­ху мачто-трубы (дальность 40 миль).

    "Жан Бар" на момент ввода в строй в 1949 году имел 16 французских РЛС, включая навигационную и довольно сложную РЛС управления артогнем зенит­ной батареи (100-мм и 57-мм орудия). Новые системы обеспечивали обнаружение небольших целей на дальних дистанциях, но требовали для размещения много места, равно как и оборудование для дальней и внутрикорабельной связи. В боевой рубке располо­жился боевой информационный центр, с помощью которого производилась оценка текущей тактической ситуации и повышалась эффективность действий командного персонала корабля.

    Авиационное вооружение. Во время проектирова­ния "Ришелье" бортовые гидросамолеты считались непременным атрибутом линкоров и крейсеров. На них возлагались функции корректировки стрельбы, разведки и даже атаки противника бомбами. При кон­центрации орудий ГК в носовой части этих кораблей и расположении башен СК на спардеке самолеты вмес­те со средствами их запуска и хранения удалось рас­положить вне зоны действия дульных газов. Это не только позволило сделать все оборудование гораздо легче, но и облегчило действия по обслуживанию бортовой авиации, особенно во время боя. На каждом корабле планировалось разместить по пять самоле­тов: 3 в ангаре и 2 на катапультах. Но жизнь внесла свои коррективы. "Ришелье", который единственный был укомплектован проектным составом авиагруппы, лишился ангара и катапульт в 1943 году при модерни­зации. "Жан Бар" не успел войти строй во время вой­ны, а после нее не имел бортовых самолетов, функ­ции которых полностью перешли к палубной авиации. На "Клемансо" для экономии веса авиагруппой реши­ли пожертвовать уже в проекте, хотя ангар, структурно входивший в надстройки, сохранили. "Гасконь" по штату должна была нести только два самолета в подпалубном ангаре и одну катапульту. Но скорее всего и этот корабль вошел бы в строй, не имея самолетов.


    Италианска СУО
    Система приборов управления стрельбой (ПУС) артиллерии главного калибра включала в свой состав главный визир центральной наводки, установленный на вершине башенноподобной носо­вой надстройки. Ярусом ниже размещались два 7,2-метровых оптических стереодальномера и два визира и еще уровнем ниже — один такой же запас­ной дальномер, служивший в обычных условиях для решения задач тактического маневрирования и управления соединением. Два центральных автома­та стрельбы (ЦАС) располагались: один в главном артиллерийском командном посту на девятом ярусе надстройки, а второй в центральном артиллерий­ском посту, расположенном между барбетов первой и второй 381-мм башен под главной броневой па­лубой на первой платформе. Сами 381-мм башни снабжались башенными автоматами стрельбы, ко­торые совместно с башенными 12-метровыми стереодальномерами и визирами могли обеспечить автономное управление огнем своей башни или группы башен артиллерии главного калибра. В корму от центрального артиллерийского поста главного калибра на той же второй платформе размещались еще четыре таких же поста: противоминного ка­либра правого и левого борта, а также зенитного калибра дальнего боя правого и левого борта. Стабили­зированные командно-дальномерные посты с 5-метровыми стереодальномерами систем ПУС 152-мм орудий устанавливались на первом ярусе надстройки в районе между дымовы­ми трубами. Визирно-дальномерные посты с 3-метровыми стереодальномерами систем ПУС 90-мм артиллерии занимали площадки по бортам на шестом ярусе носовой башенноподобной надстройки. Резервный визирно-дальномерный пост стоял на кормовой надстройке и предназна­чался для управления четырьмя корабельными 150-сантиметровыми боевыми прожекторами. Для управле­ния огнем малокалиберной зенитной артиллерии, делившейся на три группы: носовую, центральную и кормовую, служили упрощенные сис­темы ПУС с 1,5-метровыми дально­мерами.

    Заканчивая рассмотрение артил­лерийского вооружения линкоров типа "Витторио Венето", следует отметить, что его общий технический уровень заметно отставал от соответствующего уровня, достигнутого в США, Англии и Германии. В частности, отсутствова­ли силовые следящие привода для ди­станционного наведения артилле­рийских установок, а синхронные сле­дящие передачи и артиллерийские гироскопические приборы оставляли желать лучшего. Серьезным недостат­ком являлось отсутствие корабельных радиолокационных станций как обще­го обнаружения, так и специальных артиллерийских. Лишь в сентябре 1941 г. первый опытный образец итальянской РЛС общего об­наружения (дальность до цели от нее можно было вводить в ЦАС) типа "ЕС-3 Гуфо" ("Сова") появился на "Литторио", причем в первые месяцы 1942 г. его заменили на усовершенствованный "EC-3/ter", ко­торый только с октября начал функционировать вполне удовлетворительно. "Витторио Венето" осна­стили локацией лишь в июне, а "Рому" в августе 1943 г.

    Сложнейшей проблемой для итальянского фло­та оставалось невысокое качество боеприпасов (хотя 381-мм бронебойные снаряды были вполне удов­летворительны).
    П.В.

    Comment

    Working...
    X